РАЗДЕЛ 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1422


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность да­ется людям, не в форме противостоящей предметной дей­ствительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на осно­ве его практической деятельности, является особой фор­мой отражения окружающего мира и средством взаимо­действия с ним. К духовной жизни относят, как прави­ло, знания, веру, чувства, переживания, потребности, спо­собности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Будучи порождением общественной практики, духов­ная жизнь тесно связана с другими сферами жизни обще­ства и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различ­ные формы и уровни общественного сознания: нравствен­ное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами явля­ются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, про­изводных от представлений людей о добре и зле, спра­ведливости и несправедливости, хорошем и плохом, ко­торые являются следствием внутреннего убеждения че­ловека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его су­щественные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественно­го сознания, представляющая собой отражение окружа­ющей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, дог­матов, культовых и обрядовых действий, а также рели­гиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных иди санкционирован­ных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная дея­тельность (духовное производство) и созданные этой де­ятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные по­требности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духов­ные ценности. Нередко в философской литературе духов­ные потребности определяют еще и как определенное пси­хическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный ха­рактер: пределов роста для них не существует, а единствен­ными ограничителями такого роста являются лишь объе­мы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумноже­нии.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным про­изводством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специали­зированными группами людей, профессионально заняты­ми квалифицированным умственным трудом. Целью ду­ховного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам ду­ховного производства относятся:

идеи, теории, образы и духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов;

сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеаль­ные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенство­вание всех остальных сфер общественной жизни — эко­номической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: на­уку, искусство и религию. Некоторые философы склон­ны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Од­нако мораль создается самим обществом, а не изобрета­ется профессионалами, а общественные связи, возникаю­щие между индивидами в результате политической и пра­вовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на разви­тие общества. Однако с течением времени положение из­менилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального произ­водства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция кото­рого предопределяет появление новых отраслей матери­ального производства (химии, радиотехники, ракето­строения, электроники, атомной промышленности и т.д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого об­щество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть при­равнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизво­дят часто скрытые, незаметные, однако весьма существен­ные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии, как вида духовного произ­водства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи иг­рали большую роль в развитии общества, прежде всего на , ранних, до научных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возника­ющие в рамках религиозных воззрений духовные ценно­сти и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отли­чающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от мате­риальных ценностей, размер которых ограничен, ценно­сти духовные не уменьшаются пропорционально количе­ству людей, ими овладевающими, и потому они доступ­ны всем индивидуумам без исключения, являясь достоя­нием всего человечества.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.027 сек.)