|
|||||
Тема 5.9. Политический и правовой статус личностиДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2865
Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны Независимо от степени участия того или иного человека в политике, его роли в политическом процессе, все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально, лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики. Для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли, которые она в ней выполняет. Существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно-одобренные образы политического поведения. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей: рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики; человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации; гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа; профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни; политический лидер — человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов. Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов: этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения; этап — период обучения в старших классах школы и вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности; этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики; этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру. Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности (в соответствии со степенью самостоятельности политического участия): первичная и вторичная социализация. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок. Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов, общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации, занимаясь собственным политическим самовоспитанием. Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: полностью бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение). На политическое поведение влияют биологические (возраст, пол, здоровье), психологические (темперамент, эмоции, воля, тип мышления), социальные (материальное положение человека, его происхождение, воспитание, социальный и профессиональный статус) факторы. Венчает систему факторов политического поведения мировоззрение человека. Кроме политического статуса каждый член социума обладает и правовым статусом, под которым понимается совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности закрепляются многочисленными законами и иными нормативно-правовыми актами, но особое значение в определении правового статуса личности имеет Конституция государства. Именно она устанавливает основы правового статуса человека и гражданина. В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности. Ряд ученых включают в правовой статус личности гражданство и общую правоспособность личности. Однако это вызывает возражения других специалистов, полагающих, что эти элементы следует считать лишь предпосылками правового статуса. Понятие прав человека — одно из самых дискуссионных в юридической науке. Наиболее общее определение исходит из естественно-правовой теории. Согласно ей права человека — это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. В противовес ей сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует своим гражданам. В повседневной практике часто используется следующее определение прав человека: права человека — это формально-определенная, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе. Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Достоинство — это признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека — источник его прав и свобод. Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Однако абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого. Признание за человеком свободы и достоинства, с одной стороны, способствует уважительному отношению к каждому индивиду, с другой — признанию за ним соответствующих возможностей. Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь удачно иллюстрирует следующая схема: Взаимосвязь прав и обязанностей человека уважать права других людей не нарушать чужие права не препятствовать осуществлению прав других не злоупотреблять своими правами, соблюдать конституцию и законы Существуют несколько классификаций прав человека. Наиболее распространенной является классификация в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека. Гражданские (личные) права — это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним (правам) относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (а, следовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права. Политические права — права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные права, то есть право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти. К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть собственником (то есть свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом), на защиту от безработицы и другие. Государство закрепляет и защищает социальные права граждан — права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на образование; право на благоприятную окружающую среду. Культурные права — это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свобода творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т.д.). Восприняла эту классификацию и российская Конституция: в статьях 19-25,45-54,60,62 закреплены гражданские права, в статьях 28-33 и 63 — политические, в статьях 34-37 — экономические, в статьях 38-43 — социальные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права. По времени возникновения различают три так называемых поколения прав человека. К первому поколению относят гражданские и политические права (иногда называются негативными, т.к. для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия). Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX века. Их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства). Третье поколение называют правами народов. Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во 2 половине XX века. Важнейшими из них являются право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа. По способу существования и отражения различают естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством. По кругу субъектов права делятся на индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам) и коллективные (права, принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: инвалиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы). Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а также в ряде региональных документов. Всеобщая Декларация прав человека впервые отразила понятие о связи и взаимообусловленности всего комплекса прав и свобод человека. Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров и пактов о правах человека. Декларация — это своеобразный регулятор отношений между государствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества. Велико значение и международных пактов 1960 года. Оно заключается в том, что: 1) впервые государства взяли на себя юридические обязательства перед международным сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан; впервые государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств; впервые жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, неподведомственные притесняющим их властям. Вышеназванными международными документами предусмотрены определенные механизмы защиты прав человека. Наиболее важными из них являются следующие. 1. "Процедура 1503", названная так по порядковому номеру резолюции Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН, в составе которого действует комиссия по правам человека. В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются систематические нарушения прав человека в той или иной стране. Государства представляют ответы на эти жалобы и получают рекомендации по исправлению ситуации. Авторы сообщений не привлекаются к участию в разбирательстве и не уведомляются о принятых мерах. 2. Процедура Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и1 политических правах, в соответствии с которым был создан Комитет по правам человека. Обращаться с жалобой на нарушение прав, зафиксированных в этом пакте, может любой человек. Однако жалоба может быть подана только на действия государства, подписавшего Факультативный протокол. Итогом рассмотрения жалобы является обращение Комитета к государству-нарушителю с рекомендациями по восстановлению нарушенных прав. Эти рекомендации не являются обязательными. У многих ученых представление о незыблемости прав человека как высшей ценности вызывают серьезную критику. Основные доводы противников философии прав человека сводятся к следующим. Положения Всеобщей декларации прав человека давно устарели, превратились в собрание банальных мертвых истин. Нужны новые живые права (такие, как право не умереть с голоду, право народа контролировать ядерные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение как телевидение и др.). Права человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно минимальны, они не способствуют решению радикальных задач социальной жизни. Идеология прав человека используется некоторыми странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств. Институт прав человека призван увековечить существующую политическую систему и экономику современного капиталистического общества. Идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов. Философия прав человека в ряде случае приходит в противоречие с религиозными доводами: человек не имеет право вести тяжбу о своих правах перед лицом Бога, политическое понимание прав личности противоречит религиозному пониманию свободы как образа осуществления ответственности. В кризисные моменты развития государственности интересы власти и общества стоят выше неприкосновенных прав отдельной личности. Долгое время в СССР господствовало нигилистическое отношение к правам человека как общецивилизацнной ценности. Теоретики советского права выдвигали на первый план права и обязанности гражданина. В современной юридической науке это противопоставление снято: право на гражданство рассматривается как одно из прав человека. Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии — там, где есть император, царь, король и т.п., есть и его подданные. На территории государства могут проживать граждане этого государства, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют различное правовое положение. Граждане государства — лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства. Иностранные граждане — лица, обладающие документами о принадлежности к гражданству другого государства. Лица без гражданства (апатриды) — лица, не имеющие документов о принадлежности их к гражданству ни одного из государств. Лишь граждане в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны. Принципы гражданства: принцип единого гражданства, означающий, что граждане, постоянно проживающие на территории всех субъектов федерации или административно-территориальных единиц ( в унитарном государстве ), являются гражданами этого государства, принцип равного гражданства, показывающий, что гражданство является равным независимо от оснований его приобретения, что все лица, имеющие гражданство данного государства, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом; принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство, и государство не может лишить его этого права, принцип существования постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами государства, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом; принцип защиты и покровительства граждан со стороны государства. Некоторые государства закрепляют за своими гражданами возможность иметь гражданство другого — иностранного — государства в соответствии с законами и международными договорами (так называемое двойное гражданство). Наличие у гражданина двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей перед собственным государством.
ЛИТЕРАТУРА Абчук В.А. Основы предпринимательства. - М.,1998. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов. - М., 1998. Введение в политологию / К.С.Гаджиев и др. - М., 1995. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. - М., 1997. Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. 4.1-2. - М., 1997. Гуревич П.С. Введение в философию. - М., 1997. Турина М. Философия. - М., 1998. 9. Дягилев В.В. Занимательная философия. - М.,1996. Елисеев Г.А. История религий. - М., 1996. История. Основы государства и права: Путеводитель абитуриента и старшеклассника. - М., 1998. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11кл.: Краткий справочник школьника. - М., 1998. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. - М., 1998. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 1996. 15 Кравченко А.И. Введение в социологию. - М., 1997 Кулаков А.Е. Религии мира. - М., 1998. Малышевский А.Ф. Введение в философию. - М.,1998. 18. Малышевский А.Ф. и др. Мир человека. - М.,1997. 19. Мухаев Р.Т. Политология. - М., 1997. 20. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. - М., 1996. 21. Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 1996. 22. Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. - М., 1995. 23. Никитин А.Ф. Право и политика. Учебное пособие. - М., 1997. 24. Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. - М., 1998. 25. Основы государства и права / Под ред. М.Н. Марченко и П.Ф. Лунгу. - М., 1997. 26. Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б.И. 27. Пугинский, А.А. Рогачев. - М., 1997. 27. Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. -М., 1997. 28. Сморгунов Л., Семенов В. Политология. - СПб.,1996. 29. Современный мир / Под ред. В.И.Купцова. - М.,1997. 30. Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культур. - М., 1994. 31. Соколов Я.В. Российская Конституция (азбука демократии). Пособие по курсу "Граждановедение". - М.,1995. 32. Суворов О.В. Обществоведение. Зачеты и экзамены. - М., 1998. 33. Уткин Э.А., Мирошникова В.А. Граждановедение. Учебник для средней школы. - М., 1997. 34. Федоров М.В., Еремян В.В. Основы государства и права для поступающих в вузы. - М., 1997. 35. Человек и общество / Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. - М., 1997. 36. Человек и общество. Кн. 1-3 / Под ред. В.И. Купцова. - М., 1993. 37. Шабуров Н.В. Религии«мира. - М.,1997. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеее В.Ф. Политика и право. 10-11 кл. - М., 1997. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.) |