Тема 5.7. Гражданское общество и правовое государство


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2278


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию граж­данского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потреб­ностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т.п.).

В современной политической науке утвердилось следу­ющее определение: Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан я добровольно сфор­мировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государствен­ной власти. В пространстве гражданского общества ин­дивиды реализуют свои частные интересы и осуществля­ют индивидуальный выбор. Понятия "гражданское обще­ство" и "государство" отражают различные стороны жиз­ни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. Их многообразие можно представить в виде таблицы (на след, стр.):

Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (XVI-XVII вв.) складыва­лись экономические и политические предпосылки его суще­ствования, произошел переворот в общественной идеоло­гии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII -конец XIX вв.) характеризовался формированием граж­данского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утвержда­ются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (XX век) происходят значительные изменения в социаль­ной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу), идет процесс становления правово­го социального государства.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социокультурном и полити­ко-культурном. На первом уровне граждане создают ас­социации или организации (частные, акционерные пред­приятия, профессиональные объединения) для удовлет­ворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты как семья, церковь, СМИ, творческие союзы; третий уро­вень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политичес­кой деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политичес­кой системы общества.

К концу 20 века человечество приблизилось к реаль­ному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие фило­софы Платон и Аристотель, но наиболее полное отраже­ние концепция правового государства получила в работах И.Канта и Ш.Монтескье.

И.Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве обще­ства, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, источником развития государства является со­циальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущих им недобро­желательности и эгоизма. Разрешение этого противоре­чия, обеспечение реального равноправия всех членов об­щества, по мнению И.Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляе­мого правовым государством. Правовое государство пред­ставляет собой державное соединение воли лиц, образу­ющих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И.Канта, должен обес­печить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных за­коном границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона, "связанность" государства за­коном — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, то есть:

а) максимально соответствовать представлениям обще­ства о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, уполномо­ченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установлен­ной процедурой;

г) должна соблюдаться и иерархия законов: они не должны противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) должны издаваться в полном соответствии с законами, не изме­няя и не ограничивая их;

соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и ре­ально защищать на практике;

последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы "сдержек и противовесов" ,взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти,

взаимная ответственность государства и гражда­нина — за нарушение закона должна обязательно после­довать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гаран­тией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования право­вого государства (иногда их называют его основами) яв­ляются:

производственные отношения, основанные на мно­гообразии форм собственности, свободе предприниматель­ства. Необходима экономическая независимость и само­стоятельность индивида. Только экономически самосто­ятельный гражданин может быть равноправным партне­ром государства в политико-правовой сфере;

режим демократии, конституционализма и парла­ментаризма, суверенитет народа, предотвращение попы­ток узурпации власти;

высокий уровень политического и правового созна­ния людей, политической культуры личности и обще­ства, понимание необходимости сознательного участия управлении государственными и общественными дела­ми, юридической предпосылкой является создание внут­ренне единой и непротиворечивой системы законодатель­ства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъ­емлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь "разгосударствленое" общество, способ­ное самостоятельно, без повседневного вмешательства го­сударства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.047 сек.)