Тема 2.3. Религия


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2630


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Термин "религия" в переводе с латинского языка бук­вально означает "связывание, повторное обращение к чему-либо". Гораздо сложнее дать определение понятию "религия". Таких дефиниций существует великое множест­во, зависят они от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую фор­му общественного сознания, извращенное,, фантастичес­кое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Современное обществознание пытается дать более нейт­ральное определение: под религией чаще всего понимает­ся совокупность взглядов и представлений, система верова­ний и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии — вера в сверхъес­тественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных на­уке законов, противоречащее им.

Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь учит, что религия появляется вместе с челове­ком, существует исконно. Материалистические учения же рассматривают религию как продукт развития человечес­кого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъе­стественные свойства. Для достижения же желаемых це­лей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ри­туальные, символические акты, призванные гарантиро­вать получение искомого результата. Постепенно сформи­ровалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к заветным целям. В конечном счете, возникли прочные представления о существовании неких над человеческих, сверхъестественных силах, связях, от­ношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логичность и убедительность, не нашли подтвер­ждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных рели­гиозных верований уже у неандертальцев. К тому же пер­вобытный человек ощущал себя частью природы, не про­тивостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм — покло­нение какого-либо рода, племени Животному или расте­нию как своему мифическому предку и защитнику (само слово "тотем" на языке североамериканских индейцев оз­начает "од его"). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и первоначально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного перво­бытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количе­ством ритуалов, магией (колдовством), под которой по­нимаются действия и обряды, совершаемые с целью по­влиять сверхъестественным путем на окружающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова "фетиш" — ма­гическая вещь) — вера в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок и т.п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рамках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официаль­ной церковью.

Тотемизм сменился анимизмом (от латинского "анима" — душа), т.е. верой в духов и душу или всеобщую одухот­воренность природы. Первобытный человек населил ду­хами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных су­ществ, отличном от реального мира.

В анимизме многие ученые видят не только самостоя­тельную форму религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъе­стественных существ выделяются несколько особенно могущественных — богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свой­ственные человеку качества и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые полите­истические (от слов поли — много, теос — бог) религии. Позже, на более высокой стадии появляются и монотеи­стические религии (от греческого монос — один, единый, теос — бог). В русском языке для них есть более привыч­ные аналоги - многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма является древнегреческие и древне­римские религии, славянское язычество. К монотеизму от­носят христианство, ислам и другие, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.

Все ныне существующие религии можно условно раз­делить на три большие группы:

родоплеменные примитивные верования, сохранив­шиеся по сей день;

национально-государственные религии, составляю­щие основу религиозной жизни отдельных наций (напри­мер, индуизм, иудаизм и др.);

мировые религии. Их всего три: христианство, буд­дизм и ислам.

К числу признаков мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

б) они космополитичны, носят меж и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская актив­ность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых религий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд. человек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд., буддистов — 0,3 млрд.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настрое­ния, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принци­пов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью покло­нения богам, т.е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). До­статочно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции религии оп­ределил З.Фрейд, писавший: "Боги сохраняют свою тро­якую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, прими­ряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообще­стве". Для многих людей религия играет роль мировоз­зрения', готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регули­руют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие милли­оны. Религия позволяет компенсировать недостатки не­совершенной действительности, обещая "Царство Божие", примиряет с земным адом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопро­сы. Часто религия способствует объединению наций, об­разованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Истори­ческий опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала челове­ка и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на опре­деленные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная неспра­ведливость, деспотические режимы освящались автори­тетом церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия призывала про­вести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов "религия — опиум для народа" не является совсем уж безосновательной.

Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой де­ятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой стороны, во многих странах (особенно в бывших социалистических) роль и авторитет церкви растет. Очевидно, однако, что обещанное вытес­нение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.044 сек.)