Приглашение к открытию


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1624


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Хочу быть правильно понятым. То, что здесь изложено — это никакое не категорическое утверждение, тем более не открытие. Это, если угодно, приглашение к открытию. Для того чтобы догадка стала достоверно установленным знанием, необходимо большое вложение труда филологов, лингвистов, географов, топонимистов, историков, археологов и краеведов. Нужны детальные поиски на местности потомков Кая-ловых на Бузулуке, Волчьей (левом притоке днепровской Самары) и двух Самарах, потому что любые переселения осуществляются не «до последнего человека». Необходимы поиски топонимов, соответствующих речкам Кельчику и Глинистой, поиски среди волжских народностей потомков загадочного народа «паджо». Кстати, томский языковед Г.И. Бур-матов утверждает, что у чувашей в лексиконе есть слово паджо — «человек», у них же разное отношение к «б» и «п» : северные чуваши произносят слова через «б», а южные через «п».

 

Но последнее слово будет, я думаю, за археологами.

Томску 400, а сколько томской епархии?

(Аргументы и факты в Томске, № 32, 2004,

«Честное слово», № 35, 2004)

 

Странный, казалось бы, вопрос: Алексеевский монастырь в устье Киргизки был поставлен в 1605 году, отсюда, стало быть, и должна отсчитывать свой возраст томская епархия. Все так, но остаются вопросы. Например, в «Деяниях Вселенских Соборов» [38] на странице 123 значится подпись епископа Терентия Томского из Скифской области. Эта подпись стоит в числе прочих 150-ти на Акте Второго Собора, собиравшего азиатских епископов в 381 году. Что же это за Томская епархия в Скифии, ведь Томска в четвертом веке еще не было?

 

Надо сказать, что подписи скифских епископов стоят и на актах других Соборов. На акте Первого Никейского Собора (325 год) в числе подписей восьми неправославных епископов числится подпись епископа Патрофила Скифопольского.

 

На Третьем Соборе (431 год) стоит подпись епископа Тимофея Томитанского из Скифии.

 

На Четвертом Соборе (451 год) значится подпись епископа Александра области Томеон епархии Скифии.

 

Какие скифы и какие скифские земли стоят за этими подписями? Попробуем разобраться. Все почему-то считают, что имеется в виду Причерноморская Скифия, о которой писал Геродот. Но это вряд ли соответствует истине, потому что готы в III веке в Причерноморье «смели» остатки скифов, не добитых сарматами, а через столетие здесь всё окончательно «проутюжили» гунны.

 

Скорее, на актах Соборов стоят подписи азиатских скифов. Сам Г еродот писал, что скифы пришли в Причерноморье из Азии, теснимые другими переселяющимися в Европу народами, в частности, массагетами. Античные авторы Плиний, Страбон, Помпоний Мела, создававшие свои труды всего за два-три столетия до Первого Собора, помещали Скифию на севере Азии, в Сибири, населяя ими даже побережье Северного Ледовитого океана. Не случайно акваторию Карского моря они называли Скифским океаном, размещая на его берегах легендарную Гиперборею. На средневековых картах Западной Сибири, выполненных западноевропейскими авторами Г. Меркатором, А. Ортелием, И. Гондиусом и др., в значительной степени опирающихся на античные традиции, Ски-

 

фия показана на правобережье Оби, включающем и Томское Приобье. В этой связи возникает вопрос, не с берегов ли Томи приезжал в Константинополь епископ Терентий Томский в 381 году? Случайно или нет настойчивое проявление корня ТОМ в определениях скифских епархий и областей ТОМский, ТОМитанский, ТОМеон, ТОМис?

 

О городе ТОМисе говорит Е.П. Савельев, ссылаясь на церковного историка Созомен Саламинский: «Скифы народ самостоятельный, неподвластный Византийской Империи, у которого множество не только городов, но и крепостей; что они имеют обширную и богатую столицу Томис». Он же называет Феотила, родом скифа, автокефальным архиепископом ТОМитанским [113, с. 141].

 

О скифах-томитанах писал и в IX веке Валафрид Страбон, известный толкователь библии: «Я слышал от верных братий, что у некоторых скифских племен, преимущественно у томитан, и до сего времени богослужение отправляется на их собственном языке» [108].

 

Но о каких скифах могла идти речь в IX веке, когда они давно исчезли с мировой арены? Думается, под скифами подразумевались уже совсем другие народы. Византийцы, например, скифами называли всех подряд, но особенно славян и русов. Иранцы же наоборот, скифов прошлого называли русами. Например, азербайджанский поэт Низами Гянджеви в 1203 году в поэме «Искендер-наме» скифов, с которыми воевал в IV веке до н.э. Александр Македонский, называет русами [84]. Таким образом, мы вправе предполагать, что скифы были предками славян, и в этой связи на славян позже продолжало распространяться название скифы. Думается, не случайны и Блоковские строки:

 

Да, скифы —мы!

Да, азиаты мы

 

Итак, на поставленные вопросы вырисовываются неожиданные ответы. Фигурирующие в Актах Соборов скифы — это, возможно, сибирские русы. Проживали они на берегах реки Томи и отсюда переселялись в Европу. «Вначале о славянах показано, что они от востока, из Азии в Европу, на запад в разные времена разными дорогами преселились: то же явствует из вышеописанного и следующего о россах, словенских варягах», писал Михаил Ломоносов [72, с. 63]. Христианская епархия возникла у них, возможно, более 1680 лет назад и просуществовала

 

до 1391 года. В ХП веке в этой епархии царствовал царь-священник Иван. На Западе его называли пресвитером Иоанном, получали, якобы, от него письма и посылали к нему экспедиции. Марко Поло писал, что царь Иван погиб в битве с Чингисханом в 1204 году.

 

От безымянного испанского монаха, написавшего в середине XIV века «Книгу познания», известно, что столица Иванова царства называлась Грасионой, позже Грустиной. Географические координаты этого города на старинных картах до градуса совпадают с современными координатами Томска. Надпись на карте И. Гондиуса возле Грустины гласит, что «в этом холодном городе жили совместно татары и русские».

 

Тюркизированные иранцы в XIV веке называли этот город Карасу и считали его русским городом. По сообщению В.Т. Тизенгаузена, Тимур, преследуя Тохтамыша, в 1391 году достиг города Карасу и уничтожил его [124]. Трудно поверить, что Тимур бывал на берегах Томи, но Джон Белл Антермонский, прикомандированный Петром Первым к дипмис-сии в Китай Л.В. Измайлова, в 1719 году в восьми днях пути от Томска записывал рассказы барабинских татар о стычках калмыков с войсками Тимура, от которых, якобы, остались окрестные курганы [50, с. 51]. Невозможно представить, что Железный Хромец, проделав многотысячекилометровый путь от Самарканда до Барабы, не преодолел восьмидневный переход до Карасу и не отметился в христианском городе.

 

Таким образом, мне представляется, что вопрос о возрасте Томской епархии совсем не прост и требует дополнительного и вдумчивого изучения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)