Сибирская Русь — христианское царство


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1403


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Как уже говорилось выше, многие историки с большой осторожностью относятся к реальности существования Иоанна и его христианского царства, несмотря на то, что византийский император Мануил Комнин получал от него письмо, а папа Александр III 27 сентября 1177 г. отправил к царю Ивану лейб-медика магистра Филиппа с длинным посланием. Известный этнолог, историк и географ Л.Н. Гумилев посвятил Иоанну и его царству специальную монографию со следующим предуведомлением: «Возьму-ка я заведомо правильное суждение, что Чингисхан был и его империя существовала, и заведомо сомнителъ-ное, что пресвитер Иоанн царствовал в «Трех Индиях», и сопоставлю их на авось. Вдруг от такого сочетания сама собой получится органическая концепция». [31]. Разумеется, Гумилев пришел к выводу о вымышленности самого Иоанна и его царства, и к другому выводу он никак не мог прийти с той предубежденностью, которую продемонстрировал в предуведомлении. Большинство исследователей, признающих Иоанна исторической личностью, отождествляли Иоан-нову Индию с Индией на полуострове Индостан. Однако это пред-ставление базировалось на игнорировании миграционной метаистории. С учетом глобальных переселений народов локализация Иоанновой Индии представляет большой вопрос. И понятно, что если бы была установлена локализация этого царства, то и само былое существование Иоанна, равно как существование легендарной Чаши Грааля, получило бы дополнительный критерий достоверности.

 

В этой связи особую важность приобретает свидетельство безымянного монаха-францисканца. В его «Книге познания», написанной в Испании в 1345—1350 гг., говорится, что Иоанново царство располагалось в центре Азии, называлось оно Ардеселиб и столицей имело город Гра-сиону. Рядом с Ардеселибом располагался Кара-Китай, включавший такие провинции, как Иркания и Готия. В Иркании с определенной смелостью можно предполагать юргинскую лесостепь, населенную геродото-выми иирками, а Готия не может интерпретироваться иначе, чем земля древнегерманского племени готов. Коли так, становится понятно, почему в легендах о Граале рядом с Иоанновым царством располагалось королевство брата Працифаля Фейрефица.

 

Конечно, на первый взгляд представляется довольно странным существование в томском Приобье готского королевства, однако это только на первый взгляд и опять же без учета метаистории как глобального переселения народов, двигателя исторического процесса. Что касается локализации Ардеселиба и его столицы Грасионы, этому в книге уделено много внимания, и, благодаря средневековой западноевропейской картографии, она проясняется достаточно уверенно — это томское Приобье.

 

Легендарный царь Иван был христианином и царство его было христианским. От Рубрука, видимо, пошло утверждение, что Иваново христианство было несторианского толка. Однако тезис этот можно подвергнуть сомнению. Константинопольский патриарх Несторий был осужден как еретик на Эфесском Соборе в 431 г. Это был Третий Вселенский Собор, после него несториане бежали куда глаза глядят, в том числе в Сибирь. А согласно Актов Вселенских Соборов, христианство в азиатской Скифии существовало как минимум за 106 лет до осуждения Несто-рия. Так, в акте Первого Никейского собора (325 г.) говорится о Малой и Великой Скифиях, в которых водворилось уже христианство.

 

«На актах Второго Константинопольского Собора в 381 году, где участвовали только азиатские епископы, имеется подпись епископа провинции Скифии (Задолнской) Геронтия, митрополия которого была г. Томи» [113, с. 141].

 

«На Эфесском Соборе в 431 г., подпись Тимофея, епископа епархии Скифии. В латинском переводе подпись эта приведена так: «Тимофей, епископ Томитанский», т.е. городов Томи и Таны» [113, с. 141].

 

«На акте Константинопольского собора, 449 г., читанном на Халкидонском в 451 г., значится подпись: «Александр, епископ области Томеон, епархии Скифии (Акты Соборов, т. 2) [113, с. 141].

 

Если прочитывать акты Соборов буквально, без передергиваний, то необходимо признать, что речь идет о христианстве в азиатской Скифии. Что касается европейской Скифии, то она была сметена готским, а затем гуннским нашествиями и уже ко второй половине четвертого века перестала существовать. Далее Е.П. Савельев приводит и более поздние упоминания скифов-христиан, вплоть до IX века: «Церковный историк Созомен Саламинский говорит о скифах как о народе самостоятельном, неподвластном Империи, у которого множество не только городов, но и крепостей; что они имеют обширную и богатую столицу Томис. Он же называет Феотила, родом скифа, автокефальным архиепископом Томитанским и всех прочих епархий Скифии. Валафрид Страбон, известный толкователь Библии, живший в первой половине IX в., около 844 г., пишет: «Я слышал от верных братии, что у некоторых скифских племен, преимущественно у Томитан, и до сего времени богослужение отправляется на их собственном языке» [113].

 

Широко известна существовавшая в Средневековье греческая и византийская традиция славян и руссов называть скифами. Анализ скифских названий и имен позволяет предполагать, что речь идет о Томском Приобье: скифы называются томитане, епархия — томитанская, область — Томеон, столица — Томис (и смешно и грешно акцентировать, но с Томском разница в одну букву, а у Томи с Томью — никакой разницы). Эти совпадения, скорее всего, неслучайны, тем более, что христианство, если оно появилось на Томи в четвертом веке (или даже ранее), по-видимому, благополучно досуществовало здесь до XII в., до царя Ивана. У царя Ивана в его стольном городе «жили совместно татары и русские», и эти же русские имена мы видим в актах Вселенских Соборов: Тимофей, Феотил, Геронтий, Александр.

 

Но гораздо важнее для распознания вопроса, где же находилась скиф. ская Томитанская епархия, признание азиатской скифии, присутствующей практически на всех средневековых картах Сибири, выполненных западноевропейскими картографами Меркатором, Ортелием, Гондиусом и др.

 

Последнее, что хотелось бы добавить к вопросу о существовании христианского царства на Томи, это христианство у гуннов. Дж. О.Томсон в «Истории древней географии» на 501 странице пишет, что Козьме Инди-коплову известно о христианских церквах у гуннов на Верхнем Инде. Если считать Верхним Индом одну из рек обского бассейна, все сходится.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.03 сек.)