|
|||||
Германский следДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1705
Готы — древнегерманское племя, внезапно появившееся в Северном Причерноморье в III в. н.э., оставило заметный след в истории Европы. Принято считать, что готы прибыли в Причерноморье с севера Европы, из Скандинавии. Наряду с этим некоторые ученые высказывали предположение, что готы прибыли в Европу из Азии. Так, известный исследователь Центральной Азии, знаменитый русский художник Н.К. Рерих считал готов выходцами с Тибета, а томский археолог-любитель профессор В.М. Флоринский более сотни лет назад выводил готов в Европу из Западной Сибири. Он считал, что болгары переселились на Каму с Иртыша и подчеркивал: «Раньше болгар из тех же сибирских равнин выселились готы в Скандинавию, по всей вероятности, северным речным или даже морским путем. Они вынесли с собой на запад типы сибирского бронзового оружия (кельты, секиры), которые под влиянием местной скандинавской культуры несколько видоизменились и впоследствии (во II—III в. н.э.) были перенесены готами к дунайским славянам» [135].
Подтверждение тому, что готы пришли в Европу извне, можно найти у раннесредневекового бытописателя готов Иордана, сообщавшего в девятом параграфе «Гетики», что готы прибыли в Европу с какого-то загадочного острова Скандза, расположенного в арктическом море за пределами Европы [53]. «Это самое громадное море с арктической, т.е. северной, стороны имеет обширный остров по названию Скандза. С него-то и надлежит нам, с божьей помощью, повести нашу речь, потому как то племя, о происхождении которого ты с нетерпением хочешь узнать, пришло на европейскую землю, вырвавшись, подобно пчелиному рою, из недр именно этого острова». И далее в параграфах 16—18: «О нем упомянул во второй книге своего сочинения Клавдий Птолемей, знаменитый описатель земного круга; он говорит, что на просторах северного океана расположен большой остров по имени Скандза, подобный лимонному листу, с изогнутыми краями, вытянутый в длину и закругляющийся. О нем же сообщает и Помпоний Мела, говоря, что Скандза расположена в Коданском заливе моря и что берега ее омывает океан. Скандза лежит против реки Вистулы, которая, родившись в Сарматских горах, впадает в северный океан тремя рукавами в виду Скандзы, разграничивая Германию и Скифию».
Скандза имеет с востока обширнейшее, углубленное в земной круг озеро, откуда река Ваги, волнуясь, извергается, как некое порождение чрева, в океан. С запада Скандза окружена огромным морем, с севера же охватывается недоступным для плавания широчайшим океаном, из которого, будто какая-то выступающая рука, образуется Германское море, вытянутое вдоль залива. Говорят, что там расположены также какие-то мелкие, но многочисленные острова; рассказывают еще, что если в случае замерзания моря от сильного мороза на них переходят волки, то они лишаются зрения. Таким образом, эта земля не только негостеприимна для людей, но жестока даже для зверей.
Далее в параграфах 25—29: «С этого острова Скандзы, как бы из мастерской, изготовляющей племена, или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза.
Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмерутов, которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем и, сразившись (с ульмеругами), вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам.
Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.
Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.
Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала ее недосягаемой, соединив вместе и то, и другое.
Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (жилья), хотя слышно это издалека.
Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалось, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы».
Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения» [53].
— русы по Герберштейну.
Помпоний Мела северное побережье Азии называл Скифским полуостровом и, как и Страбон, населял его скифами-андрофагами и саками [43]. Следы этих представлений можно увидеть на средневековых картах Сибири Меркатора, Гондиуса, Сансона, где обширные пространства Обь-Енисейского междуречья, приустьевой части Оби и правобережья Енисея поименованы Скифией. Меркатор, кстати, и акваторию Карско-го моря назвал Скифским океаном.
В местности Ойум легко узнается окруженное обскими и иртышскими омутами знаменитое Васюганье. В этом самом большом на свете болоте достаточно простора, чтобы могла потеряться половина готского народа. Но если половина Филимеровых готов осталась здесь, то не бес-следно же они исчезли. Где их следы?
Удивительно, но следы готов на Оби сохранились. Прежде всего, это топонимы. На карте Семена Ремезова (последняя четверть XVII в.) показаны реки Киндерель, Киддерлиг, Чегман, Симан. На современных картах Оби в районе Красного Яра можно увидеть реки Инга и Мингер. Известно, что корень «инг» входит в этнонимы большой группы древних германских племен: инглингн, англы, ингевоны, ангриварии. Томский специалист по палеотопонимике профессор А.М. Малолетко счита- ет готскими гидронимы «Ава». Две реки с таким названием впадают спра- ва в Иртыш в Омской области и добавляет: «Имя р. Ава можно было бы связать с готским (германским) термином ава «река» (ср. Гот. Виндава, латыш. Вента, литое. Вянта). В этом случае безукоризненно реализовался бы переход имени нарицательного в имя собственное. Но трудно объяснить, не привлекая археологические и истори ческие документы, пребывание здесь германоязычных племен» [74].
К этому безупречному топонимическому следу готов на Оби можно было бы добавить и название реки Андрева (Ундрева, как ее называют местные жители) и Андрава. Первая впадает в Обь справа чуть ниже Красного Яра, вторая впадает в Обь справа же выше устья Томи. Ниже мы увидим, что и археологические и исторические документы, подтвер. ждающие готский след на Оби, имеются.
То, что в обских топонимах отражается германский след, косвенно подтверждается лингвистическими исследованиями Г.К. Вернера [19]: «Распространенный во многих енисейских (читай: кетских — Н.Н.) словах краткосложный акцентный тип имеет точно совпадающую типологическую параллель в так называемом краткосложном акценте, распространенном в некоторых архаических говорах шведского ц норвежского языков».
Л.Б. Климова обращает внимание на соответствие по местоположению существительных «кум» и «по» в селькупском и немецком [58].
А.А. Халдеева-Быкова считает, что по степени одушевленности существительных между древними германскими и кетским языками существует большое сходство [136].
Теперь об археологических находках — они удивительны. В одном районе по разным берегам Оби были обнаружены две бронзовые чаши работы германских мастеров, изготовленные в низовьях Рейна на рубеже XII—XIII вв. Одна из них, завернутая в бересту, просто выпала из берегового обрыва р. Кети в ее приустьевой части. Другую чашу обнаружил томский археолог Яков Яковлев при раскопках памятника Алдыган в устье Чаи на левом берегу Оби [157].
Как попали германские чаши на берега Оби? Историки объясняют их появление здесь торговыми обменами: германцы торговали с новгородцами, те — с коми-зырянами, последние — с югрой, а обские ханты югра и есть. Торговый обмен как феномен общественной жизни, конечно, никто не отменял, но он должен бы не концентрировать, а рассеивать предметы, поскольку процесс подчиняется случайности, а здесь они сконцентрированы.
Появление германских бронзовых чаш на Оби, скорее всего, обусловлено не случайным проникновением при торговом обмене, но закономерным процессом. Закономерность эта состоит в том, что германцы, видимо, сохранили воспоминания о той половине Филимерова народа готов, что отстала где-то в болотах при непоправимой поломке моста... И не только сохранили воспоминания, но и всячески стремились посетить эти места, о чем свидетельствуют рунические надписи на сотнях памятных камней в Швеции, Дании, Норвегии: такой-то пошел на восток в Острогард да там и погиб.
Известно, что норманны говорили о двух русских землях — Гардари-ках и Острогарде. Гардариками они называли, по общему мнению, Нов-городско-Киевскую страну городов, а Острогардом — какую-то восточную Русь. В.Н. Татищев, ссылаясь на Гельмгольда, писал: «Русь называется Остергард того ради, что на востоке лежит. Она же и Ху-нигард имянуется для того, что там первое селение гуннов было». И далее, ссылаясь на Артелия, добавляет: «Второе пришествие в Пан-нонию гуннов и аваров из русских мест /было/, где и доднесь югра имя свое сохранила». Нет сомнения, что Остергард располагался в Сибири, откуда в Европу пришли и гунны, и авары и где доныне проживают хан-ты, потомки югры. Если верить В.Н. Татищеву, то и готы вышли из Остергарда: «Недавно мне смоленской знатной человек письмом со-обсчил, что у князя Радивила видел в древней литовской истории, чтo готов начало в Руси было, а не чрез море пришли, и для того литва доднесь руссов гути имянуют» [122].
В норманнских источниках также подтверждается приход древних германцев в Скандинавию из Зауралья. Так, в «Саге об инглингах» го-ворится, что Один привел свой народ асов в Скандинавию с реки Танак-висля /Ванаквисля/. В низовьях этой реки жили ваны, в верховьях и восточнее нее — асы. Поначалу асы и ваны воевали между собой, но потом, для прекращения распрей, обменялись заложниками и таким образом ваны стали правящим родом у асов. В «Круге земном» Снорри Стурлуссон называет Танаквисль Танаисом и утверждает, что течет он с севера на юг, истоки имеет в Риппейских горах и является границей между Европой и Азией. Из этого описания ясно, что Танаквислем Стурлуссон называл реку Урал: эта река стекает с Уральских гор, называвшихся позднее Рифейскими, течет она в целом с севера на юг и является границей между Европой и Азией. При этом Стурлуссон подчеркивал, что море, в которое впадает Танаис, имеет пролив, соединяющий его с Северным Ледовитым океаном. На античных картах лишь Каспийское море Соединялось проливом с Северным Ледовитым Океаном (рис. 2). Таким образом, получается, что Один привел асов в Скандинавию с восточной стороны Урала и из Зауралья.
В Саге об Инглингах говорится о том, что правнук Одина Фроди правил Данией в эпоху императора Августа и уточняется: «Тогда родил. ся Христос». Следовательно, прадед Фроди Один повел древних германцев в Скандинавию из Зауралья в самом начале первого века до нашей эры [234, с. 283]. А в Зауралье на Яик они пришли из Васюганья из Томского Приобья и с Чулыма. Об этом мы можем уверенно судить по тем топонимам, которые германцы принесли на север Европы из Приобья. Например, топоним Асино (город на реке Чулыме в Томской области) был перенесен в Швецию (г. Асен), в Норвегию (г. Асен), в Нидерланды (г. Ассен, р. Эйссел, залив Эйсселмер), в Германию (г. Эссен), в Англию (графстве Эссекс). В Германии асиновские топонимы подтверждаются наличием реки Ангер (на Чулыме в районе г. Асино есть несколько мелких речек с названием Анга) и реки АА (в Чулым неподалеку от Асино впадает река Яя). Следует оговориться, что североевропейские топонимы обнаружены на картах самого мелкого масштаба, на крупномасштабных картах эта работа может оказаться гораздо более продуктивной. И вообще поиски старинных сибирских топонимов в разных районах Евразии, где расселялись мигранты из Сибири, могут оказаться чрезвычайно перспективным направлением.
Не менее перспективными представляются попытки этимологического выведения топонимических схождений из сибирских природных реалий. Например, Асен, Эссен, Асино, Афины могут происходить от слова «осины».
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.043 сек.) |