|
|||||
Черный народ подземного городаДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1672
Австрийский посланник в Москве хорват Сигизмунд Герберштейн на основании расспросов русских людей, побывавших за Камнем (Уралом), и из попавшего в его руки так называемого «Сибирского дорожника» писал в «Записках о Московитских делах», опубликованных в Вене в в 1549 году, о том, что к грустинцам приходят торговать черные люди, не владеющие общепризнанной речью, и приносят жемчуга и драгоценные камни. Видимо, именно эти люди были искусными металлургами, и именно они упоминаются в алтайских и уральских легендах под именем чуди — народа, имевшего темный цвет кожи и ушедшего под землю. Известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих в книге «Сердце Азии» приводит такую легенду. Жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи, чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что по древнему предсказанию означало скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытие, вырвали стойки и камнями засыпались.
Засыпались, видно, не все, потому что дальше Рерих пишет: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье».
О контактах с народом, ушедшим под землю, свидетельствует следующий пассаж из книги «О человецех незнаемых на Восточной стране», написанной, по мнению специалистов, еще в 14 веке: «Верх тоя жрекы великия Оби есть люди ходят попод землею иною рекою день да нощь с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет пречуден. И град велик, а посаду нет у него. И кто поедет к граду тому и тогда слы-шити шюм велик в граде том, как и в прочих градех. И как приидут в него, и людей в нем нет и шюму не слышити никоторого. Ни иного чего животна. Но в всяких дровех ясти и пити всего много и товару всякого. Кому что надобе. И он положив цену противу того, да возьмет что кому надобет и прочь отходят. И кто что бес цены возьмет, и прочь отидет, и товар у него погыбнет и обрящется пакы в своем месте. И как проч отходят от града того и шюм пакы слы-шети как и в прочих градах...»
Коль скоро именно недра Томска изрыты подземными ходами, есть основания предполагать, что в цитированном тексте имеется в виду река Томь, под которой ходят с огнем, и Белое озеро, над которым «свет пре-чюден».
К изложенному остается добавить, что еще 111 лет назад из-под земли был слышен гул и шел теплый воздух. Эти обстоятельства описаны С.К. Кузнецовым в статье «Интересная находка в Томске», опубликованной в «Сибирском вестнике» 6 ноября 1888 года. «Утром 2 ноября во дворе дома столоначальника казенной палаты В.Б. Орлова, что в конце Новой улицы ...при рытье ретирадной ямы рабочие наткнулись на кирпичный свод...» С.К. Кузнецов отмечал: «То обстоятельство, что во время осмотра ямы столбом поднимался пар, я склонен считать за указание на существование значительной подземной пустоты, содержащей более теплый воздух, чем наружный». Столоначальнику В.Б. Орлову, прожившему в этом доме пять лет, «часто приходилось убеждаться в существовании какой-то загадочной пустоты под его двором, особенно когда его начинал беспокоить непонятный гул под землею». По -видимому, этими и подобными им обстоятельствами обусловлены слухи о том, что в томских катакомбах до сих пор живут какие-то люди.
Многих смущает наличие кирпичных арочных сводов в подземных ходах, ведь первый кирпичных дел мастер уставщик-каменщик Савва Михайлов прибыл в Томск из Тобольска лишь в 1702 году, поставил пять домов и был отозван в Санкт-Петербург на строительство города на Неве. А строительство кирпичных домов в Томске возобновилось лишь через полвека. Но вот англичанин Джон Белл Антермонский, прикомандированный к дипломатической миссии в Китай капитана лейб-гвардии Льва Васильевича Измайлова, вспоминает другое. Проезжая через Томск в 1720 году, он встретил здесь одного бугровщика (так назывались в Сибири грабители древних курганов), и тот рассказал ему, «что однажды неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком, стрелами, копьем и другим вооружением, лежавшим вместе на серебряной плите. Когда притронулись к телу, оно рассы -палось в пыль» [50, с. 52].
«Рассыпавшееся в пыль» тело свидетельствует о тысячелетней древности останков, а сводчатость склепа, по-видимому, о том, что кирпич строителям склепа был известен за ту же тысячу лет до прихода казаков в Сибирь.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.053 сек.) |