Двуслойность русского старожильческого населения Сибири


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1385


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

В Сибири бытуют устойчивые предания о том, что русские к берегам снежной Обдоры-реки вышли задолго до Ермака [4]. Изучавшим эти предания Владимиром Колыхаловым подчеркивается, что русскими, проникшими в сибирское Лукоморье в незапамятные еще времена, соблюдались строгие нравы и бескомпромиссная честность [63]. Эта честность имеет этимологическое отношение к Артании, поскольку слово «Арта» переводится с древнеперсидского как Правда, Высокая Правда, Истина, Закон. Исаак Масса (1612 г.) также упоминает о заселении Сибири русскими до Ермака «при помощи кротких мер и любви» [4]. Борис Годунов, будучи регентом при слабоумном царе Федоре, посылал в Сибирь на разведку Федора Дьяка, который, вернувшись, доложил: «Там в незнаемых странах восточных полно русских людей».

 

Замечательный томский этнограф Г.И. Пелих установила двуслойность старожильческого населения Приобья [96]. Один слой связан с завоеванием Сибири казаками Ермака в конце XVI в., другой является более древним, доермаковым. Селькупы — коренные жители Приобья — по данным Г. И.Пелих относились к разным русским старожилам как к различным народам. Ранних русских селькупы называли «паджо» и относились к ним очень доброжелательно. К поздним русским, называемым «касак», «каса-гула», селькупы относились настороженно и даже враждебно.

 

По-видимому, именно с древним, сохранившимся от Артании, старожильческим слоем связаны зафиксированные в Приобье «диалектизмы, унаследованные русским языком от древнейшей эпохи» [94, с. 143]. Даже в XX в., отмечает Л. Г. Панин, сибирские старожилы продолжают употреблять слово комонь в значении «конь», слово веко в значении «блюдо», «поднос», слово камень в значении «горный хребет», слово скала в значении «береста». В Европейской России эти «семантические архаизмы» изчезли давно, скажем, «комони» не употреблялись уже в XV в., во всяком случае, в Задонщине его уже нет. Не случайно этнографы отмечают, что записанные в Приобье «тексты былин обнаруживают большую близость к общему древнерусскому эпосу» [118] и подчеркивают: «...быть может, нигде, кроме Северной России, не сохранилась такая старая Русь, как в Сибири» [1, с. 118].

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.045 сек.)