Изучение самосознания в психологии


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2148


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущей только человеку как общественно-историческому существу. Опытные наблюдения за процессами самосознания показывают непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов. Эти образы появляются на «внутреннем плане действий» и опережают практическую деятельность. Самосознание – категория, которую изучают множество наук (философия, лингвистика, нейрофизиолоия). Психология изучает происхождение, структуру и функционирование самосознания индивида. Самосознание характеризуется:

· активностью;

· способностью к рефлексии;

· различной степенью (уровнями) ясности.

Ученые замечают, что самосознание любого человека уникально и обусловливается внешними факторами. С точки зрения метафизики, самосознанию давались характеристики, не определяющие качественной стороны («свет самосознания», «поле самосознания»), а определение было расплывчатым. Самосознание – есть общий хозяин психических функций. У. Джемс высказывал мысли о потоке сознания, его устойчивых и измененных состояниях. И. Кант высказывал идею о наличии устойчивых, индивидуальных структур (схем) сознания, которые накладывают и непрерывно меняют поток сенсорной информации и организуют ее определенным образом.

Истории психологии хорошо известны три взаимоисключающие точки зрения на генезис самосознания, а также принципиальные различия в несовпадении определений самого предмета изучения. В начале развития научной мысли было принято считать, что самосознание есть исходная, генетически первич­ная форма человеческого сознания. Исследователи полагали, что психологический механизм индивидуального самосознания включает в себя основные формы первичного самоотражения психических реакций, дающих информацию о биологическом мире человека.

Структурное единство простейших форм самовосприятия, так называемое «чувство Я» – неотъемлемая часть самосознания, его базис. Но признание этого факта еще не дает оснований для утверждения, что этот базис раз­вивается органично, сам по себе, независимо от внешних раздражителей, а потому должен считаться исходной формой человеческой психики в целом. Следовательно, у науки нет достаточных оснований, чтобы рассматривать «Я» как нечто автономное от процессов восприятия психикой внешних факторов.

Вторая точка зрения принадлежит исследователю советского периода Л.Л. Рубинштейну, который полагал, что самосознание – высший вид сознания, возникший в результате развития. Он в частности писал: «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание рождается в ходе развития сознания личности, по мере то­го как она становится самостоятельным субъектом».

Третье направление теории сознания принадлежит бихевиористу И.М. Сеченову, который утверждал, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одно­временно, едино и взаимообусловленно.

Современные ученые не отрицают внешнего влияния различных полевых структур на развитие будущей личности еще в утробном состоянии. Существуют точные убеждения науки о развитии из ядра личности различных видов «Я-концепций» вплоть до полного формирования самосознания к определенному возрастному периоду.

 

2. Структура и функции самосознания

«Я» – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний. Обращение к себе как субъекту начинается у ребенка к трем годам жизни. До этого периода ребенок находится в неличностном периоде, называет себя в третьем лице, в его речи нет местоимения «я». Ядро личности «Я» формируется в деятельности и общении. К трем годам жизни формируется и далее развивается «Я-концепция» (система представлений о себе и других людях и окружающем мире.)

Структуры самосознания индивида формируются в раннем онтогенезе, благодаря присвоению ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым (интериоризация – процесс по формированию «Я-системы»). Предметная деятельность отражает следующее свойство – социальную регламентацию («Я-социальное»). Следующий этап развития структуры самосознания – направленность субъекта на объект (Я-самопознание). Завершает развитие структуры определение способности к рефлексии и внутренний диалогизм (Я-самосознание).

Развитие самосознания:

Нелич. «Я-система» «Я-социальное» «Я-самопознание» «Я-самосознание»

период

0 -----------------------3 года----------------7 лет--------------------16 лет-----------------21 год------

Самосознание считается сформированным при модели поведения «Я для всех». Модель «Я для Я» считается уровнем ниже и говорит о личностном недоразвитии.

З. Фрейд описывал структуру самосознания, состоящую из четырех элементов: сознание, предсознание, подсознание, сверхсознание. Наиболее известная в современной науке модель структуры самосо­знания предложена К.Г.Юнгом и основана на противопоставлении осо­знаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Примером может служить появление внутренней речи: «Я сам. Я собой доволен. Я поступил плохо и т.д.». «Я» является ядром личности и выполняет функцию наблюдателя. «Самость» является отражением «Я» и субъектом наблюдения. В позиции «Я собой доволен» – нет внутреннего конфликта. В позиции «Я себя ненавижу» – конфликт присутствует. Присутствие внутренней речи доказывает полисубъектность – существование отраженного «Я». Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности:

· с уподоблением – отождествлением себя с кем-либо (идентификация);

· с интеллектуальным самоанализом нашего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

Механизмы деятельности самосознания и определяют три самостоятельных функции:

1) идентификация – функция самосознания позволяющая обрести устойчивое представление о себе, мире и взаимодействии с миром. Идентификация делает человека способным к социализации, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает человека способным на объективную и дифференцированную самооценку;

2) рефлексия – функция самосознания, отвечающая за способ и форму интеллектуальной деятельности на уровне понятийного мышления. Характеристика рефлексивных функций самосознания определяется уровнем развития интеллектуальной деятельности личности;

3) саморефлексия – функция самосознания, отвечающая за способ и форму интеллектуальной деятельности на высоком уровне рационального мышления. Внутреннее «Я» личности – как центр психической и интеллектуальной активности – дает личности в процессе саморефлексивной деятельности возможность объективировать в рамках психики ее собственные процессы.

Расстройства самосознания:

· деперсонализация – отчуждение всех психических свойств личности (в таком состоянии мысли проходят без следа, нет ощущения их законченности);

· расщепление ядра личности – парадоксальная форма патологии сознания (расстройство самосознания приводит к нарушению механизмов телесной идентификации);

· дереализация – крайняя форма нарушения самосознания (у больного утрачивается ощущения реальности и подлинности всего окружающего).

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание.

 

Литература по теме

1. Белоус, В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуаль­ности / В.В. Белоус // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 100–110.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. : Изд-во Ин-та пратической психологии, 1995. – 352 с.

3. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116–126.

4. Волкова, Т.Н. Специальные и психологические проблемы старости / Т.Н. Волкова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 118–127.

5. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кученко и др. // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 70–78.

6. Ильина, С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С.В. Ильина // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 65–75.

7. Лурия, А.Р. Междисциплинарный подход к проблематике сознания / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–28.

8. Миронова, М.Н. О сопряженной доминанте как основе механизма симбиотической связи / М.Н. Миронова // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 58–65.

9. Скрипкина, Т.П. Доверие к себе как условие развития личности / Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 95–104.

10. Слабодчиков, В.И. Антропологический принцип в психологии развития / В.И.Слабодчиков, Е.И.Исаев // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 3–18.

11. Эльберг, Э.К. Влияние психологических особенностей больного и его отношения к болезни на процесс лечения / Э.К.Эльберг // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 79–83.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.046 сек.)