Содержательный блок


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1422


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

1. Основа педагогической концепции.

2. Субъект образования андрагогики.

1. Основа педагогической концепции

Предлагаемая педагогическая концепция образования взрослых основана на привнесении в представление о субъекте образования духовной составляющей. Основанием для систематизации массива педагогического знания является определение в его структуре места духовности не только на уровне ценностей, но и на уровне педагогических технологий. Реализация этих ценностей в педагогическом взаимодействии зависит прежде всего от позиции субъектов, от их понимания духовности в функциях образования. Это понимание меняется географически, исторически. Поэтому важно выявление смысла духовности «здесь» и «теперь».

Общепризнанно, что в ценностях Запада приоритеты отданы прагматизму, который объединяет в процессе (необходимость общения) и разъединяет в результате (конкуренция); в ценностях Востока приоритеты отданы духовности, которая разъединяет в процессе (замкнутость, уход в себя) и объединяет в результате (Бог един). Запад считает Россию недостаточно прагматичной, Восток – недостаточно духовной. Россия же, находясь как бы между Западом и Востоком географически, исторически склонна к соответствию духовного и материального, к объединению, к соборности в духовном, к коллективному в реальной действительности.

Интерпретация философских теорий российской духовности ХХ в. (Д.Л.Андреев, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, Л.Н.Толстой и др.) для использования их в обосновании педагогического взаимодействия субъектов, позволило определить духовность как «способ творить добро и красоту» (из устава Курской духовной гимназии), выделить элементы духовности (вера, надежда, любовь), духовные ценности (свобода, творчество, гуманизм), проявляемые в позиции «человек разумный».

Привнесение этих ценностей в конкретные учебные процессы, овладение ими не только как знанием, но и как убеждением, действием возможно, если это будет упражнение обучающихся в способности мыслить, понимать, осознавать.

Анализ системных характеристик взрослого как субъекта образования и привносит уточнение понятий: осознанное действие, взаимодействие, образовательное пространство. Уточнение понятия образования основано на системном подходе к процессу образования как структуре, состоящей из элементов и связей как взаимодействий субъектов; как совокупности взаимосвязанных процессов (воспитания, обучения, развития); а также как совокупности взаимосвязанных компонентов (цели, содержание, методы).

Под технологией образования понимается описание, объяснение мастерства, умения, искусства реализации функций образования, выражающихся в получении результата как приращения к потребностям, нормам, способностям обучающихся путем критериального педагогического действия, наиболее оптимальным способом, т.е. профессионально. Понятие педагогического процесса (действия, воздействия, взаимодействия, и т.д.) определяется представлениями о позициях в отношении преподавателя и обучающихся, об их объектно-субъектном характере, о структуре субъекта.

Проблема отношений «учитель–ученик» одна из самых древних в педагогике и подход к ее разрешению находится в основе педагогических парадигм. Внимание к личности ученика как субъекта познания обнаруживается в гуманистических идеях Ф.Рабле и М.Монтеня, в принципе природосообразности Ж-Ж.Руссо, культуросообразности А.Дистервега, в развитии внутренних сил ученика у И.Г.Песталоцци. в позиции К.Д.Ушинского «на убеждение – убеждением». Диалектика субъектно-объективных отношений волновала передовую педагогическую мысль советского периода (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.Л.Данилов, М.Н.Скаткин, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, В.В.Краевский и др.). Практика педагогических новаций была направлена на преодоление атмосферы авторитарности в педагогическом процессе. Определение места взрослого, обучающегося в диапазоне «субъект–объект», смещается в большей степени к представлению «субъект», но вместе с тем авторитарный характер взаимодействия в обществе отводил ему в конкретном учебном процессе положение объекта.

Если определить взрослость как степень осознанности собственных действий, а образование как «образовывание» самого себя, то в образовании взрослых обучающийся и преподаватель находятся в позиции субъектов, осознанно влияющих на характер взаимодействия в педагогическом процессе, управляемом преподавателем. Это его профессиональная функция, которую он осознанно, целенаправленно частично передает обучающимся: одному, группе, коллективу для реализации целей и задач (объектом управления является педагогический процесс).

Методологической основой педагогики образования взрослых является представление о субъекте образования. Чтобы это представление было полным, многогранным, его необходимо составить системно как структуру с элементами и связями, внутренними и внешними, на разных уровнях: микроуровень как внутренняя структура, макроуровень как образовательное пространство.

 

2. Субъект образования андрагогики

Субъект образования – это система (элементы и связи), структурно состоящая из элементов-начал «био», «социо», «дух», которые взаимосвязаны (взаимозависимы, взаимообусловлены, взаимодействуют). Взаимосвязи между элементами могут рассматриваться как внутренние (генезис, изменение) и как внешние, т.е. выходящие на связь с окружающим пространством: природой, социумом, духом.

Предложенное представление о субъекте образования, образно говоря, переводит из плоскости с координатами «био», «социо» в пространство с координатами «био», «социо», «дух».

Каждому из элементов системы соответствует позиция: индивид («био»), личность («социо»), человек («дух») которые позволяют классифицировать внутренние ценности как индивидуальные, личностные, человеческие, происходящие от причастности:

· индивид – часть природы и его основополагающая ценность – любовь к природе;

· личность – часть социума, основой каждого взаимодействия в котором является обмен, и его основополагающая ценность – совесть;

· человек – часть духа, Вселенского разума, и его основополагающая ценность – разум.

Дополнение к представлению о субъекте образования духовной составляющей утверждает в конкретной педагогической деятельности ценность духовности, привносит гуманность (как человечность), свободу (как разумный выбор), творчество (как продуктивное мышление – творчество).

 

Литература по теме

1. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (вегетативного) опыта / Н.О.Вербицкая // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 14–20.

2. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А.А.Вербицкий // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.

3. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы / И.Е.Видт // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 3–8.

4. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 33–39.

5. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–13.

6. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13.

7. Горелова, Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г.Г.Горелова // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 61–66.

8. Горностаев, П.В. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся / П.В.Горностаев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 40–48.

9. Громова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых / М.Т.Громова. – Вологда, 1993.

10. Давыдов, В.В. Развивающее обучение / В.В. Давыдов. – М., 1996.

11. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.026 сек.)