|
|||||
Воспитание и обучение в Московском и Русском государствеДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1548
( XIV – XVI вв.) и в XVII веке.
Первый этап (XIY – XYI вв.) связан с борьбой русского народа за свою государственность и национальную независимость. Центры культуры переместились в монастыри. В XIV-XV вв. были сделаны попытки возрождения школы книжного ученичества в Новгороде, Пскове, но эти попытки пресекались официальной церковью. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в письменных памятниках: «Слово о полку Игореве» (XIII в.), «Житие Сергия Радонежского» (XIV в.), «Гражданство обычаев детских» - Епифаний Славинецкий, «Пчела» (XIV-XV вв.), «Домострой» (XV- XVI вв.) и др. Так в «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Копающий яму под ближнего своего – сам упадет в нее», «Уча, учи поступками, а не словом», «Не твори зла и не постигнет тебя зло», «Учитель нравом да покорит ученика, а не словом» и др. Важным свидетельством быта и воспитания того времени служит «Домострой». Некоторые его разделы прямо посвящены воспитанию: «Наказание от отца к сыну», «Как чтить детям отцов своих» и др. «Домострой» требует воспитывать в страхе божьем, повиноваться наставлениям старших, любить детей, заботиться о них. В одной из глав перечислены запреты для детей и взрослых: не красть, не распутничать, не помнить зла и др. «Домострой» требует добродетелей: мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости. В качестве способа воспитания выступала жесткая дисциплина и систематические физические наказания. «Любя сына своего, учащай ему раны», «Воспитати в добре, наказании и учити страху божию и вежеству, и всякому благополучию». Проявляется интерес к школьно-педагогическому опыту Византии и Западной Европы. Воспитание происходило, прежде всего, в семье и при общении с наставниками. До XVI в. регулярная школа была необязательной, и обучение происходило в семье: сословное по целям и содержанию. Начальные знания приобретали у приходских священников и мастеров грамоты – мирских люди различных профессий владеющих грамотой. В XV в. единственным хранителем веры, культуры, образованности объявлялись Москва и православная церковь. В XVI в. Москва включается в политическую и экономическую жизнь Европы. До второй половины XVI в. образование не предусматривало изучение латыни и греческого языка, но потребность в освоении мировой и европейской культуры, образования возрастала. К концу XVI в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике. Обучаться греческому и латинскому языкам получили возможность боярские дети. Первая школа с западноевропейскими программами (изучение латыни) открылась в Москве в конце XVI в. при лютеранской церкви. Намечается сдвиг в организации обучения. В 1551 г. Стоглавый собор постановил учреждать училища в домах священников и дьяков. В русских городах при монастырях открывать школы грамоты. «Избрати добрых духовных священников, дьяконов и дьяков, женатых и благочестивых, имущих в сердце страх божий, могущих иных пользоваться и грамоте, и чести, и писати горазди. И у тех священников, дьяконов и дьяков учинити в домах училища». В школах учились только мальчики. Сначала они усваивали азбуку, заучивали слоги, затем читали по букварю отдельные слова и фразы и после приступали к чтению ПСАЛТЫРЯ.Во второй половине XVI в. появились первые печатные учебники – АЗБУКИ (Иван Федоров). В XVI в. в педагогической мысли происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и неоднозначным отношением к западной культуре. Во второй половине XVI в. определились основные подходы к воспитанию и обучению: 1. Латинофильский - Симеон Полоцкий(1629-1680гг.) 2. Византийско-русский -Федор Ртищев(1625-1673гг.) 3. Славянско-греко-латинский -Сафроний и Иоанникий Лихуды(1652-1730гг.) 4. Старообрядческий-начетнический - Протопоп Аввакум(1621-1681гг.). Эти подходы были порождены двумя течениями взглядов: # Западники # Славянофилы Симеон Полоцкий представлял окружающий мир как книгу, написанную Богом и задачи наставника – научить читать эту книгу. Полноценное обучение следует осуществлять на латинском, греческом, родном языках. Аввакум осуждал приоритет мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинство русской педагогической мысли в обращении к духовности, внимании к воспитанию «мужества и мудрости». В XVI в. появились учебные заведения повышенного образования. В их программах усилилось влияние греко-римского образования. Распространяется изучение греческого и латинского языков. Знание греческого языка встречалось главным образом среди духовных лиц. Важную роль в развитии греко-римского образования сыграли частные учебные заведения в Москве: Немецкая школа (конец XVI в.) Обучение было бесплатным, не носило сословный характер. Преподавали: светские знания, латинский язык. В 1678 г. в школе появились русские ученики для изучения аптекарского дела. Училище при Андреевском монастыре (основано в 1649г. Федором Ртищевым). Обучали: греческой, латинской, славянской грамматике, риторике, философии и др. В 60-х годах XVII в. Симеон Полоцкий основал школу Спасского монастыря. Обучались присланные правительством молодые приказные для овладения латынью и греческим языком. Изучали: славянскую грамматику, предметы ТРИВИУМА: латинский и греческий языки, риторику, философию. Первая государственная школа повышенного образования (Типографское училище, основано в 1681 г. в Москве). Старшие классы изучали греческий язык: осваивали умения читать и понимать тексты, прорабатывалась грамматика. В 1685 г. открывается школа в Богоявленском монастыре (Сафроний Лихудов). Изучали: греческий, латинский, итальянский языки. На основе этой школы в 1687 г. была основана Славяно-греко-латинская академия. В начале преподавание велось на славянском, греческом, латинском языках. Изучали духовные и гражданские науки: грамматику, риторику, логику, физику, диалектику, философию, богословие, юриспруденцию, латинский язык, греческий язык и др. В академии было восемь основных классов и один класс подготовительный. Логику и физику изучали по Аристотелю. Были составлены учебные пособия по риторике, логике, физике, психологии на греческом и латинском языках. Однако академия не лишилась схоластики и стала инструментом для искоренения инакомыслящих. Была предоставлена монополия на обучение. Нельзя было заводить домашних учителей без ведома академии. На рубеже XVII-XVIII вв. наметился путь к созданию системы регулярных учебных заведений. Это был период церковно-религиозного влияния на образование. Обучение шло с малых лет в трудовой деятельности взрослых: полеводство, охота, рыболовство, животноводство, обработка железа, глины, растительности и т.д. Трудовое воспитание включало и художественно-эстетическую направленность. Цель трудового воспитания: подготовить к жизни. В тоже время учитывались семейные традиции: глава семьи следит за порядком и оберегает всех и т.д.
Литература: 1. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов педвузов. - М.:ГИЦ «Владос».1999. 2. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века.- М.1992.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.027 сек.) |