Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 гг.)


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1516


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

В работе “Смысл творчества: Оправдание человека” исходит из дуализма человека. Человек является точкой пересечения двух миров: божественного и органического. Спасение человека – в созидании и мистически трактуемом творчестве.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924 гг.) стоял за биологизацию воспитания и обучения. Составляющие элементы педагогического процесса, по его мнению, следует объединить на основе идеи развития индивида и исторического процесса. Педагогика – спонтанный, биологически предопределенный процесс. У ребенка следует выделять врожденное стремление к развитию и поощрять его. Главное чувство, которое надо выделять и развивать – чувство долга (высший уровень нравственности). Ведущая роль отводилась умственному развитию (с одной стороны – передача накопленных культурных ценностей, с другой – трансформация богатств в нравственном облике человека).

Василий Васильевич Розанов (1856 – 1916 гг.) исповедовал концепцию богочеловека. Свои взгляды на личность и воспитание изложил в работе “Сумерки просвещения”(1899 г.). Человек наделен богатейшим внутренним миром, который “ожидает” прикосновения извне, чтобы дать трещину и открыть свое содержание. Воспитание - это не толчки, которые раскрывают крылья души и у воспитанника возникает желание понять, а затем желание сделать. Цель воспитания – приобщение человека к религиозным ценностям, к сознанию своего “Я” и своего места в жизни. Он считал классическое образование наиболее эффективным способом умственного воспитания. По его мнению, проблемы возникли в результате формализованного чуждого даровитым учащимся образования. Розанов видел выход в расширении частных учебных заведений, где царит семейный дух. Говоря о национальном воспитании Розанов отмечает, что следует опираться на традиции Петра I, Карамзина, Герцена.

Вышедшие в 20-х гг. «Декларация …» и «Положение о единой трудовой школе», другие первые документы советской власти о школе декларировали демократические подходы, основанные на самоуправлении. У многих педагогов эти документы вызвали положительный отклик. Но нашлось не мало и тех, кто увидел в них утопию и даже фальшь, лицемерие (С.И.Гессен, В.В. Зеньковский, И.М.Гревс и др.).

И.М.Гревс не возражал, чтобы физический труд занял важное место в школе, но считал, что его роль должна быть вспомогательной, поскольку основная задача школы – дать знания, развивать понятия, идеи. Концепция трудовой школы, по его мнению, – узкоутилитарная и прагматическая концепция. Основные цели школьного образования – умственное развитие, подготовка к жизни, поощрение стремлений к познанию истины, формирования креативных способностей. У него были опасения, что учащиеся будут лишены должного гуманитарного образования.

В 20-х гг. Россию покидают многие ученые, не принявшие идеи коммунистического переустройства общества (Н.А.Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, С.л. Франк, С.И.Гессен и др.). В зарубежье возник мощный источник развития российской педагогической мысли. В 20-х гг. почти ежегодно проходили эмигрантские съезды, посвященные вопросам воспитания и образования. Издавались педагогические журналы. Российская эмигрантская педагогическая мысль отвергала радикализм официальной советской педагогики и стремилась опереться на опыт мировой и российской науки. В теоретической педагогике русского Зарубежья особенно четко выделились два направления:

· философско-гуманистическое (продолжение традиции классической педагогики XIX столетия) - С.И.Гессен и др.

· религиозно-христианское (В.В.Зеньковский и др.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)