Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848)


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1531


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Родился 30 мая 1811 года в семье флотского врача. В семье Белинского регулярно устраивались литературно-музыкальные вечера. В уездном Чембарском училище юный Белинский выделялся своей начитанностью и жаждой знаний. Окончив училище в 1825 году, он поступает на работу в Пензенскую гимназию. В старших классах он преподает русский язык и словесность. В 1829 году поступил в Московский университет, где возглавил оппозицию николаевскому режиму. Возглавил кружок «Литературное общество 11-го нумера», где формировалась демократическая база убеждений молодежи университета. А в 1832 году Белинский был исключен из университета «по слабости здоровья». В 1834 году Белинский приглашен работать в журнал «Телескоп», но в 1836 году журнал был закрыт. В 1838 году Белинский становится учителем русского языка и словесности в Межевом институте. Но вскоре он покинул институт, и некоторое время был домашним учителем, сосредоточив все свои усилия на литературном творчестве.

В статье «Литературные мечтания» (1834г.) уделяется много внимания проблемам народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального прогресса. «Надобно, чтобы у нас просвещение было созданное нашими трудами взращенное на родной почве». Белинский был противником сословного образования и воспитания. Отрицая принцип сословного воспитания и образования, он отстаивал необходимость всестороннего, гармоничного развития молодежи.

В основу его педагогики положен принцип гуманизма. «Главная цель всякого человека вне зависимости от занимаемой ступени в общественной иерархии - быть всегда ЧЕЛОВЕКОМ».

Главной целью и средством воспитания являются:

# человечность

# любовь к человеку

# преумножение добра.

«Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице общих элементов духа, которые необходимы каждому человеку - тех элементов, которые должны составлять внутреннею жизнь, без которых он не человек». Главное в воспитании - выработка стойких убеждений и воли для борьбы с социальной несправедливостью. Основной путь воспитания - общественная деятельность. Белинский видел спасение России в развитии «цивилизации», просвещения, гуманности. Белинский заложил основу демократической системы воспитания, всестороннего умственного, нравственного, эстетического развития молодого поколения. Строгая последовательность, логичность изложения всего учебного материала положена им в основу системы обучения: «Всему должно быть свое время и строгий порядок должен быть душою всего». Образование должно быть всесторонним, комплексным, органически сочетать в себе естественные и гуманитарные науки, классику и современность. Без гуманитарных наук и само естествоведение будет мертвым сбором фактов, а не живым знанием.

Важное место в педагогической концепции Белинского занимает проблема народности, соотношения национального и общественного в воспитании и жизни человека и всего народа. Всегда важно знать истоки своего народа, его прошлое, уяснить себе его место и роль его среди европейских наций. «Настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей родины, ибо, кто не принадлежит к своему отечеству, тот не может принадлежать и человечеству».

Важнейшим источником просвещения русского общества он считал отечественную литературу «В литературе вся наша умственная жизнь». Народность - отражение в творчестве мастеров культуры интересов и надежд народа, национального характера, обычаев, истории, мировоззрения нации. Воспитание можно назвать народным, если оно связано с повседневной жизнью народа. Весь процесс воспитания должен быть направлен на выработку гражданской позиции. Общество - это нравы, отношения, образ мыслей, способ действия. Только служение народу делает личность свободной в её жизнедеятельности, а для этого нужно быть гражданином, сыном своего отечества. Каково общество таково и воспитание, ибо природа создает человека, но развивает и образует человека общество.

Белинский призывал воспитывать любовь к родине, отвращение к социальной несправедливости и угнетению человека человеком. Он выдвигал идею общечеловеческого воспитания. Это воспитание реализуется через «родные национальные явления». Обосновывая идею человечности, Белинский говорил, что первоначальное воспитание должно видеть в ребенке не чиновника, не поэта, но человека. Белинский выступал против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании: «Душа младенца - дерево в зерне».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.048 сек.)