|
|||||
Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881 гг.)Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1946
Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета, был профессором в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов был одновременно крупным общественным, педагогическим деятелем. В 1856 году Н.И. Пирогов уходит из медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в «Морском сборнике» появляется его статья «Вопросы жизни», которая имела значительный отклик в педагогических кругах. В период с 1852 по 1861 гг. Пирогов возглавляет Киевский учебный округ. Он выступал с критикой сословности в образовании, догматических методов обучения, предлагал систему: начальная школа, прогимназия (реальная и классическая), университет и высшая специальная школа. Иными словами: # Начальная школа (2 года) # Прогимназия: реальная (4 года), классическая(4 года) # Гимназия: реальная (3 года),классическая (3 года) # Высшие учебные специальные заведения # Университеты Н.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных заведений, принимал участие в совершенствовании преподавания иностранных языков; поощрял творчество и самообразование учителей, уделял много внимания повышению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах; противодействовал уменьшению автономии университетов. Пирогов настаивал на либеральных коллегиальных началах управления учебными заведениями, был против регламентации сверху. В статье «Нужно ли сечь детей?» возражал против физических наказаний. Он усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем создания «циркуляров», педагогических журналов. Но он не смог противостоять большинству чиновников. В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность. В статье «Вопросы жизни» особое место занимает идея самопознания посредством воспитания (общечеловеческого воспитания). «Мало кто осознано ставит перед собой жизненные цели. Но каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, призвание его жизни. Ответ должно дать воспитание .... Школа - проводник к распространению в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов ... Школа - рассадник специалистов необходимых государству для достижения обыденных целей ... Школа служит для воспитания детей, для хлеба - для этого отцы посылают детей в школу. Учиться, образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно стать инстинктивной потребностью общества». Идеал нравственного воспитания видел в христианской религии. Н.И. Пирогов выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. До определения жизненного рубежа, когда обнаруживаются склонности и призвания, все люди должны пользоваться общечеловеческим воспитанием, после наступает специальное. Цель воспитания - научить быть человеком. Это значит научиться с ранних лет подчинять материальные стороны духовной. Главное - нравственное воспитание, которое осуществляется в ходе целостного педагогического воздействия и при обучении. Нравственное воспитание - осознание ребенком окружающего мира и общественной среды, превращение добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды, формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственность человека в его социальной и биологической природе. И воспитание - единственный приемлемый способ привести в гармонию природное и общественное в человеке. Он полагал, что общечеловеческое воспитание должно быть согласовано с идеей национального воспитания. «Все мы ... можем сделаться через воспитание настоящими людьми ... нисколько не переставая быть гражданином своего отечества». Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древние языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней специализации. Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин: # Закон Божий # чтение # письмо # счет. Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года. Преподавалось: # Закон Божий # русский язык # алгебра # арифметика # геометрия # два новых языка # история # география # естествознание # черчение. Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии, классической прогимназии. Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной прогимназии добавляли: # древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую гимназию и университет. Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения. Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты. Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением ограничений масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Предполагалась подготовка педагогов, профессуры, научных работников. Преподавание в университете должно иметь общечеловеческую направленность (быть узкоспециализированным). Пирогов настаивал на необходимости автономии университетов, уменьшения платы за обучение, семестровой системы обучения и пр. «Воспитание позволяет при решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему человеку». Пирогов представляет либерально-буржуазное направление, но укрепил революционно-демократическое направление. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.042 сек.) |