Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870)


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1724


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Константин Дмитриевич Ушинский - крупнейшим представителем русской педагогики XIX столетия. Что это за человек? какова его судьба? Не дав ответы на эти вопросы, мы не можем объективно оценить его вклад в отечественную педагогику.

Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав с Петербург, он тщетно ищет место учителя, а через несколько лет русская императрица беседует с К.Д.Ушинским как с авторитетным педагогом. Перед ним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К. Д.Ушинского как создателя русской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясно стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интерес к его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности.

К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком, участником Отечественной войны 1812 года. Первоначальным воспитанием и образованием великого педагога руководила мать, Любовь Степановна. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. В семье мальчик получил первоначальное обучение в таком объеме, что в 11 лет он смог поступить 3 класс гимназии. Новгород-Северская гимназия во многих отношениях отличалась от большинства школ. В ней царил дух демократизма и товарищества, движения к науке и бескорыстного стремления к знаниям, что определялось преподавательским составом гимназии. Любимым учителем Ушинского был Илья Федорович Тимковский. В первые годы обучения Кости Ушинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцем гимназистов был учитель истории Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они были уволены с должности. Очень важное обстоятельство, следует отметить, для формирования личности будущего педагога - природное окружение Новгород - Северского. Позднее об этом скажет сам Ушинский. «... Воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, а розовая весна, а золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его голова занята каким-то туманом, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком идущих из природы - что такой день стоит многих недель, проведенных на школьной скамье».

К.Д.Ушинский большую часть времени посвящал самостоятельной работе. Он самостоятельно штудирует немецкий язык, и преуспел в нем настолько, что смог читать произведения Фридриха Шиллера в подлиннике. По мере приближения последнего гимназического экзамена мечты об университете все более и более занимали юношу. Аттестата Костя Ушинский так не получил. Но в гимназии он получил нечто более: способность к умственному труду развитую самостоятельной работой, стремлением к знаниям и мечту об университете как храме науки. Ушинский выбрал Московский университет, а навыки самостоятельной работы помогла ему хорошо подготовиться к вступительным экзаменам в университет, и он был зачислен студентом по юридическому факультету. Ушинский общался с видными представителями науки, культуры: Т.Н.Грановский, П.Г.Редкин, К.Ф.Рулье.

Навыки самостоятельной работы дали возможность К.Д.Ушинскому легко воспринимать лекции профессоров и юридически их оценивать, определить свое отношение к лекциям, прочно усвоить их и перенести их в категорию «ценностей». Ушинского любили за прямоту и смелость суждений. В нем ценили ум, независимый характер, ясность суждений. В течение всех студенческих лет он зарабатывал частными уроками. Он считал, что он не будет иметь морального права быть учителем, если его ученики не усваивали предмет совершенно. Все более ясно видел он, что обучение - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. Настоящий учитель должен обладать не только знанием предмета, но быть и психологом, и философом, и знать методы и приемы, способствующие усвоению знаний учащимися. Юридический факультет К.Д.Ушинский окончил блестяще. Совет университета удостоил его звания кандидата. Вот пришло время долгого ожидания назначения на должность. Зарабатывая на жизнь себе уроками он не оставлял занятий наукой, стремясь для этого использовать каждый час. Все дни были расписаны до минуты. Главным своим пороком, как и всех людей, К.Д.Ушинский считал эгоизм. Преисполненный решимости бороться со своими недостатками он разработал для себя ряд правил, которыми определялись все его поступки и намерения:

I. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

II. Прямота в поступках и действиях

III. Обдуманность действий.

IV. Решимость.

V. Не говорить о себе ни слова без нужды.

VI. Не проводить время бессознательно, делать то, что хочется, а не то, что случится.

VII. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

VIII. Каждый вечер давать отчет в своих поступках.

IX. Ни разу не хвастать им тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

К.Д.Ушинский беспощадно судил себя за отступления от своих правил. Так Ушинский проходил школу, где не было учителей. Это школа самовоспитания, самообразования. Ушинский обращает взоры к внутреннему миру человека, который он разделял на две части:

# чувства

# свободный, независимый разум.

Первое, губительное начало для человека, второе - созидательное начало. Но вот пришло назначение. Ему поручалось исполнение обязанностей профессора в Ярославском Демидовском лицее. Первую свою лекцию К.Д.Ушинский начал призывом к слушателям «посвятить себя деятельности на благо отечеству». А первым руководителем должен был стать свободный разум, а главным двигателем - стремление к истинному просвещению. И через два года после начала работы Ушинского в свет отдельной книгой выходят его лекции: «О камеральном образовании».

Одновременно с 1848 года К.Д.Ушинский занимается журналисткой и литературной работой, редактором неофициальной части местной газеты «Ярославские губернские ведомости». В своих статьях он поднимал экономические и политические вопросы, а это было запрещено. Широко развивалась тема человека и общества. Но в 1848 году в январе прошла ревизия, и в результате Ушинский и еще два молодых профессора были отстранены от должности. И К.Д.Ушинский поехал в столицу Российской империи - Петербург, но двери учебных заведений были закрыты для него. Ушинский много читает: научные труды по истории, философии, географии, экономике, политике и др. В 1850 году Ушинский был зачислен помощником столоначальника в департамент духовных дел и иностранных исповеданий. Начиная с 1852 года К.Д.Ушинский сотрудничает с журналом «Современник», а затем с журналом «Библиотека для чтения». В ряде статей Ушинского можно проследить мысль о том, что воля и характер, нравы и обычаи, личность человека зависят от условий его жизни, социума, системы отношений, исторического момента.

В 1855 году по рекомендации директора Гатчинского сиротского института Голохвостова К.Д.Ушинский зачисляется преподавателем словесности и законоведения, а вскоре инспектором Гатчинского сиротского института. Этот институт объединял систему школ - от элементарной, где начинали обучение детей грамоте, письму, счету, до старших классов, где читалось законоведение. Знакомство К.Д.Ушинского с библиотекой и работами Егора Гугеля оказало на него благотворное влияние. В этот период работы сократилось число учащихся остававшихся на повторное обучение. Ушинский убеждался, что нельзя обучать не воспитывая.

Ушинский рассматривал вопросы создания школы для народа, теоретические вопросы педагогической науки. Его привлекали идеи создания русской национальной школы. Идея народности общественного воспитания, идеи развивающего и воспитывающего обучения - центральные звенья его педагогической антропологии («Детский мир», «Хрестоматия»). Эти идеи рождались тут, в Сиротском институте. Однажды при посещении Гатчинского сиротского института императрица Мария Александровна пожелала побеседовать с К.Д.Ушинским, после чего он получил новое назначение - на должность преподавателя и инспектора классов Смольного института. (1859 г.) Ушинский произвел реформу этого учебного заведения, обогатив содержание образования, введя двухлетний педагогический класс. Смольный институт был основан в 1764 году по инициативе И.И.Бецкого под названием «Воспитательное общество благородных девиц». Институт был привилегированным, сословным учебным заведением с двумя отделениями:

# Николаевское (для детей дворян)

# Александровское училище (для детей мещанского сословия).

Институт был закрытым учебным заведением, где воспитывались навыки светского обращения. Это воспитание носило религиозно-монархический характер.

Столкновения К.Д.Ушинского с традициями Смольного института начались с первых шагов. Ушинский убедился в архаичности методов воспитания. Он понял, что для осуществления его педагогических идей и планов нужны новые учителя. И он искал новых учителей: В.И. Водовозов, Д.Д.Семенов и др.

Новые учителя составили кружок единомышленников. С приходом К.Д.Ушинского переводы из одного класса в другой стали ежегодными. Он уравнял сроки обучения, определив семилетний курс обучения на обоих отделениях. Вместо полуторачасовых уроков вводились уроки по одному часу и 15 минут перемена. Были введены новые предметы: естествознание и физика.

Ушинский ввел метод, при котором изучение литературы начиналось с чтения художественной литературы, затем учащиеся готовили отчеты с самостоятельным разбором литературного произведения. В младших классах увеличилось число часов на русский язык. Заметно менялось отношение учениц к учителю. Но у К.Д.Ушинского продолжались столкновения с классными дамами и начальницей института. Ушинский взялся за обязанности редактора журнала «Министерство народного образования», где публикуются его труды: «Труд и его психическом и воспитательном значении», «Родное слово».

К.Д. Ушинский был убежден, что воспитатель не имеет права навязывать свои убеждения. Но тут пошли доносы на него, и К.Д.Ушинский был отстранен. Весной 1862 года Ушинский выехал из Петербурга. Первая его остановка - Бонн, затем город Вене (Швейцария). Он начинает изучение постановки женских заведений. Непрерывные поездки подрывали здоровье К.Д.Ушинского. Летом 1862 года Ушинский был вызван в Петербург для отчета. Осень 1863 года застает Ушинского в Гейдельберге. Он состоял членом Педагогического общества, но за рубежом, он не мог постоянно участвовать в заседаниях. Ушинский думал о возвращении в Россию, об университете, кафедре в Одессе. В 1867 году Ушинский прибыл в Петербург, чтобы определить в учебные заведения своих старших детей. У него было трое мальчиков и трое девочек.

В 1868 году вышел первый том Педагогической антропологии, завершалась работа над вторым томом. Летом 1870 года умер старший сын К.Д.Ушинского Павел. В сентябре 1870 года он с двумя младшими сыновьями (Костя и Володя) едет на лечение в Крым. Путь был через Одессу. В дороге К.Д.Ушинский простудился. Силы покидали его. И 3 января 1871 года К.Д.Ушинского не стало. Гроб с телом был перевезен в Киев и захоронен под огромным каштаном около Выдубицкого монастыря.

Основные идеи Ушинского были связаны с защитой интересов широких народных масс. Он ставил в прямую зависимость экономическое развитие общества от успехов образования. Он высказывался за обязательное школьное образование для всех.

Центральная идея педагогической системы Ушинского связана с развитием национального самосознания человека: «Каждый народ имеет свой особый идеал человека». Он выступал против слепого подражания и механического переноса на русскую почву сложившихся у других народов и в других исторических условиях педагогических систем.

Идея общественного воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности. Это стержень его концепции. Он полагал, что педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть использовано русской педагогикой. В общем виде идея народности звучала как объективная потребность каждого народа в общественной системе обучения и воспитания со своими творческими проявлениями. Этот принцип означал приоритет родного языка как предмета школьного образования. Обучение родному языку развивает «дар слова», «мировоззрения».

По мнению К.Д.Ушинского педагогика является особой областью необходимых и полезных для человека знаний, что педагогике присуще все свойственные и другим наукам признаки, что она имеет свой предмет исследования. Педагогика есть наука о воспитании человека, предметом её исследования являются процессы воспитания и формирования человека. Будучи самостоятельной наукой, педагогика в тоже время находится в тесной связи со многими смежными науками, использует знания о человеке которые содержатся в антропологических науках:

# анатомия

# физиология

# патология человека

# психология

# логика

# философия

# география

# статистика

# политическая экономия

# история.

Во всех этих науках излагаются, группируются факты, соответствия в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания - человека. Это основа антропологического принципа.

Ушинский первый среди русских педагогов предпринял попытку связать научные знания о человеке. Мировоззрение молодого Ушинского складывалось под влиянием немецкой философии. В дальнейшем он склонялся к осознанию первостепенности реального знания, к пониманию необъятных творческих способностей человека, но это не исключало религиозного осмысления нравственного воспитания. Он пытался найти «средний путь» между материализмом и идеализмом, но все же материализм был ему ближе.

Ушинский во взглядах на общественное развитие пришел к признанию человека как движущей силы социальной эволюции. Провозгласив антропологический принцип - все общественные явления выходят из частных психических явлений, К.Д.Ушинский произвел революцию в науке. В своем главном научном труде «Педагогическая антропология» он сделал попытку свести в систему все знания о важнейших закономерностях развития человеческого организма, знания, которые должны составить основу теории воспитания. К.Д.Ушинский считал, что в человеке скрыты огромные возможности для всестороннего развития, что эти возможности под воздействием науки, воспитания могут быть умножены.

В педагогической системе К.Д.Ушинского показано единство педагогической теории и педагогической практики, которые в отдельности существовать не могут. Говоря о педагогике, как об искусстве Ушинский подчеркивал её творческую роль в изменении и обогащении духовного облика человека. Искусство стремиться творить, а педагогика высшее из искусств, так как она стремиться удовлетворить потребность человека в совершенствовании своей природы, души и тела. Но без науки невозможно и искусство.

Дидактика - теория образования и обучения. «Чему учить и как учить вот основные вопросы дидактики».

Дидактика разделяется на:

# общую

# частную.

В общем курсе дидактики изложены правила учения чему бы, то ни было, правила учения и развития детей до приобретения грамотности. Частная дидактика использует эти правила в отношении отдельных учебных дисциплин. Основные идеи теории обучения и образования были высказаны Ушинским в статье: «История одной французской эскадры» (1853 год).

Ушинский видел три пути познания:

1.Путь личных наблюдений и личного опыта

2.Получение знаний от других людей

3.Через влияние сложившихся характеров.

Важнейшей проблемой Ушинский считал определение ЦЕЛИ обучения и образования. Следует четко определять цели своей деятельности. Цели обусловлены экономическими, социальными, культурными потребностями народа. Формальная цель - развитие умственных сил ученика, которая впоследствии переходит в ранг реальной цели. Большое внимание уделялось содержанию обучения. Ведущая роль отводилась родному языку. Содержание должно строиться на принципе научности. Другой момент - методы обучения. Ушинский предложил звуковой или аналитико-синтетический метод обучения грамматике, при котором сокращается время на обучение, формируется интерес учащихся, развиваются их способности.

К.Д.Ушинский развил предложенный Я.А. Коменским принцип наглядности обучения. Разработал дидактические принципы:

# Сознательности и активности (ясность и самостоятельность), переход от незнания к знанию.

# Постепенности (последовательности)

# Доступности (отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости)

# Прочности (твердости усвоения).

В центре обучения должны стоять не наука, не знание, а ученик. Усвоение знаний не должно быть главной целью обучения. Труд учителя сравнивался с творчеством художника. Искусство учителя формирует духовный облик человека. Учитель своей личностью одухотворяет дело обучения и придает ему жизненные силы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы узнать человека, каков он есть в действительности (потребности, мотив, способности и т.д.). Учитель - проводник между поколениями и ему необходима специальная подготовка. Это и есть педагогическая система К.Д.Ушинского. И ценность этой системы в её современности.

Выводя цель и программу воспитания из общественного бытия, Ушинский считал, что педагогический результат возможен лишь при таком воспитании которое будет основывать свои правила на общественном мнении, вместе с ним жить и развиваться.

Важное место уделялось ТРУДУ как фактору развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой умелой деятельности вхождение в народную школу. Нужно формировать уважение и любовь к труду. Ушинский пытался выявить закономерности воспитания как разумного средства развития человека: знание законов воспитания становилось в зависимость от познания человека во всех проявлениях. Он разделял тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом. Обучение - основное средство умственного и физического развития человека. Обучение решало двоякую задачу: образовательная и воспитывающая. Первая означает рациональное усвоение необходимых знаний о природе и обществе; вторая - формирование убеждений и мировоззрения. Обучение - процесс обогащения знаний (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование). Процесс обучения - передача знаний и навыков и их усвоение. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле учащихся». Педагогический эффект достигается при учете потребностей и интересов. Кроме того, выделен ряд условий:

1.Связь не с курьезами и диковинным, а с жизнью.

2.Обучение в гармонии с природой ребенка.

3.Преподавание на родном языке.

4.Постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием на том уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении.

Процесс обучения делился на две взаимосвязанных стадии:

I.Доведение знаний до определенной системы - последовательное восприятие предметов и явлений, сравнение и сопоставление, выработка предварительных понятий и привидение понятий в систему.

II.Обобщение и закрепление приобретенных знаний и учений.

Ведущий способ - разнообразие повторения: попутное, пассивное, активное, когда самостоятельно учащиеся следят и воспроизводят воспринятые представления.

К.Д.Ушинский поддерживал классно-урочную систему. Регламентация этой системы:

I.Стабильный состав в классе

II.Твердый порядок проведения занятий (по времени и расписанию).

III.Занятия с отдельными учащимися и целым классом.

Ушинский отмечал необходимость разнообразия форм урока в зависимости от его задач.

# объяснение нового материала

# закрепление

# выяснение знаний учащихся и пр.

Требования к проведению урока: планирование, органичный переход к новому знанию, гигиена занятий.

Важное значение отводилось домашней работе школьников. Домашняя работа - продолжение начатков в классе учебного процесса. Однако он предостерегал от формализма и стремления добиваться результата любыми средствами. В общей дидактике К.Д.Ушинского два вида идей:

1.Универсальные (идеи синтетического и аналитического преподавания).

2.Более частные (методы изложения, лабораторно-практические занятия, письменные и устные упражнения с книгой и т.д.).

Методы устного изложения:

1.Догматический

2.Сократический

3.Эвристический

4.Излагающий.

Основополагающий принцип К.Д.Ушинского - единство обучения и воспитания при формировании гуманной личности. Основой нравственного воспитания является РЕЛИГИЯ.

Общими идеалами воспитания признавались: воспитание патриотизма, любви к труду, воли, чести, чувства прекрасного. Раскрывая подробнее идеал воспитания, Ушинский особенно подчеркивал роль патриотизма (результат осознания интересов, истории, культуры своего отечества). Трудолюбие формируется при участии детей в посильном труде. Этическое начало следует развивать при помощи природы и искусства. Школьный учитель - наставник, а главный инструмент - обучение. При нравственном воспитании нельзя навязывать нравственные убеждения. Следует отказаться от педагогики страха, поддержания дисциплины путем наград и наказаний, следует воспитывать детей в сфере здравомыслия и гуманности. Способ нравственного воздействия - убеждение словом, пример с опорой на личный опыт детей. Крайние средства воспитания - НАКАЗАНИЕ. Предпочтительно предупредительное наказание - ЗАМЕЧАНИЕ. Осторожно следует использовать поощрения. Отвергались материальные награды и признавались нравственные награды. Как уже отмечалось, в России разработкой системы национальной школы занимался именно К.Д.Ушинский. Он утверждал, что система национального воспитания - часть духовной культуры народа, поэтому она неповторима, оригинальна, и не применима к другим народам. Цель - формирование национального характера. Каждая нация имеет свой неповторимый духовный мир, отражающий культуру и историю нации. Школа должна развивать национальное самосознание через любовь к родине. Воспитание должно быть связано с жизнью народа, образование должно ориентироваться на родной язык, родную историю, родную географию. Национальный дух проявляется, прежде всего, в языке, значит, приобщение детей к родному языку - приобщение к духовной жизни народа. Национальное воспитание лучше осуществлять в общественной школе (она ближе к народным потребностям и лучше их отражает). Таким образом, национальная школа должна строиться на общественной почве, общественной деятельности, в деле образования на самостоятельной педагогической литературе, предметах связанных с Родиной, на общей национальной обстановке в школе. Она должна проникнуться национальным духом, но без национализма и унижения достоинства других наций. В последствии эти идеи К.Д.Ушинского о национальной школе были развиты В.Н.Сорока-Росинским.

При разработке своей педагогической системы К.Д.Ушинский не выдумывал идеалов нравственного воспитания. В качестве основы и конечной цели всей деятельности учителя - наставника он выдвинул принцип воспитания нравственности в труде, и для труда. «Дать человеку труд, труд душевный, свободный, наполняющий душу и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение педагогической цели всей педагогической деятельности». В понимании Ушинского, труд неотделим от нравственности, он лежит в основе морали, он определяет честь, счастье человека». «Труд есть единственно верное доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье». Шутливая для детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли. Умственный труд тяжелее, чем физический и следует развивать в учениках способность к умственному труду постепенно на протяжении всего обучения в школе. Следует чередовать умственный труд с различными видами физического труда.

Приведем отрывок из работы К.Д.Ушинского «Труд в его психическом и воспитывающем значении:

«Без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают губительное влияние не только на нравственное и умственное воспитание ребенка, но даже на их состояние. Свободный труд необходим сам по себе для развития и поддержания чувства собственного достоинства. Если будет найдено что-либо заменяющее всякий труд человека, то развитие человека остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, само бы общество распалось. С уничтожением необходимости личного труда сама история должна остановиться. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная животворная сила труда служит источником достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья.Такое значение труда кроетсяв психической его основе.Труд, есть свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости достижения той или иной истинно человеческой цели в жизни. Труд - не игра и не забава, он всегда серьезен и тяжел, только полное сознание необходимости достичь цель в жизни, может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного лица труда. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Свободный труд - жизнь. Физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья, физических способностей. Умственный труд не может развить мускулов, но деятельность и живость нервной системы заменяют этот недостаток. Сильное развитие нервной системы умственной работой дает необходимую живость телу человека. Для здоровья человека, полезнее было бы, если физический труд и умственный сливались в его деятельность, но полное равновесие между ними едва ли необходимо. Именно труду человек обязан минутами высоких наслаждений. Он не знает психического закона - наслаждения, если они не сопровождаются ТРУДОМ, не только быстро теряют свою цену, но быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за другим все его лучшие качества. Этот закон, по которому наслаждения должны уравновешиваться трудом прилагается к наслаждениям всякого рода, как бы возвышены и благородны они не были. Наслаждения, как бы их много не было, собранные в жизнь еще не есть жизнь. Труд - единственно доступное человеку на земле и единственно достойное счастье. Много ли можно встретить между нами таких людей, которые бы смотрели на богатство как на завидную привилегию ничего не делать, а на труд как на тяжелую, унизительную принадлежность бедности? Мало ли таких людей, которые смотрят на образование только как на средство добывания денег? Воспитание должно воспитывать человека не для счастья, а приготавливать к труду жизни. Воспитание должно развить любовь к труду, оно должно дать возможность отыскать для себя труд в жизни. Важно, чтобы на равные с политической экономией, материальными богатствами была забота об умственном, нравственном развитии народа, иначе эти богатства ничего ни дают. Труд - необходимое условие умственного, нравственного, физического развития. Воспитание должно развить не только разум, но и дать человеку некий объем сведений, зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь не достойная,ни счастливая. Школа должна показать человеку то, что в нем есть самого лучшего, драгоценного, человек должен познать себя как частицей развития человечества. Без этого фактическое познание не принесет пользы. Потребность труда врождена в человека. Чтобы человек полюбил серьезный труд, ему нужно внушить серьезный взгляд на жизнь. Нельзя учению придавать оттенок шутовства. Учить, играя, можно детей до 7 лет, далее наука должна принимать серьезный вид и тон. В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны составлять главный интерес жизни, но для этого нужна благоприятная сфера. Воспитание должно дать привычку труда, так как серьезный труд всегда тяжел. А преподавание должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Наставник должен лишь помогать преодолевать различные трудности: не учить, а помогать учиться. Это приучает к умственному труду и испытывая от него наслаждений. Отдых ученика заключается не в том, чтобы ничего не делать, но в перемене занятий. Труд физический полезен после умственного труда. Необходимо чтобы для ученика сделалась невозможной ситуация когда человек остается без работы, так как портится сердце и нравственность. В классе чаще убивают время. Учащиеся, зная что этот урок есть в учебнике, смотрят на учителя и не слушают его, а учитель заботится о том, чтобы большинство учащихся знали его предмет, а как придет к ним это знание учителю совершенно все равно.

Таким образом, воспитание должно открывать ученику возможность найти себе полезный труд в мире и внушить ему жажду труда.

Чем богаче человек, тем духовное философское его образование должно быть у него лучшее наследство.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)