Спарта.


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1602


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев преследовало по преимуществу цель подготовить членов военной общины. По утверждению Плутарха, новорожденных спартанцев осматривали старейшины(ЭФОРЫ). Судьба болезненных младенцев оставалась неясна. До 7 лет спартанцы воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение спартанцев. Это обучение делилось на три этапа: с 7 до 15 лет; с 15 до 20 лет; с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателяПАЙДОНОМА. Они вместе жили, приобретали минимальные навыки чтения, письма. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12 летнем возрасте суровость воспитания еще более ожесточалась. Во все времена года верхней одеждой подросткам служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. В ходу были и наказания, но они носили символический характер (провинившегося кусали за большой па­лец руки). Мальчиков 14-летнего возраста посвящали вЭЙРЕНЫ - члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям (публичной порке кото­рую следовало бы выдержать без стонов и слез). Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартанцев. На втором этапе воспитания к минимальному обучению гра­моте добавляли музыку и пение. Приемы воспитания становились еще су­ровее. Подростки и юноши должны были сами добывать еду. К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем в течение 10 лет приоб­ретал статус полноценного члена военной общины.

Все это время не прекращалась военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. Резко осуждалось пьянство.

Воспитание девочек-спартанцев мало отличалось от мужского. Оно состояло по преимуществу из физической и военной подготовки (владение копьем, диском, дротиком, мечом). В столь же малом объеме давалась общеобразовательная база. Как и у мужчин было вольное сексу­альное поведение. В итоге педагогическая традиция СПАРТЫ оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - вот результат первых опытов государ­ственного воспитания. Не случайно СПАРТА не дала ни одного яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт СПАРТЫ оказался забыт. Традиции физического воспитания, закали­вания стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афины.

Идеал афинского воспитания сводился к многозначительному поня­тию совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего, с развитым интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к такому идеалу был вправе лишь сво­бодный и имущий гражданин АФИН.

Практику воспитания и обучения пронизывал принцип соревнова-тельности. Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике,

танцах, музыке, словесных спорах. Все афиняне получали домашнее вос­питание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет. Затем за мальчиками присматривал особый раб -педагог (дословно:

поводырь). Воспитателем часто становился самый бесполезный раб. По­сле 7 лет мальчики свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Начальное образование да­вали частные платные школы: мусические и гимнастические.

В мусических школах учились дети 6-7 лет, в гимнастических школах (палестрах) - 12-16 лет. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений. Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Изучали поэмы Гомера, постигали азы математики (четыре арифметических действия). В Палестрах занимались развитием культуры тела. Ученики занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школе следующий ступенью образования могли быть общественные учреждения ГИМНАСИИ.

В У-1Увв. до н.э.таких гимнасий в АФИНАХ было три:Академия, Ликей, Киносарг. В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнениях укрепляющих и развивающих тело. Одновременно оттачивалось умственное совершенствование. Ликей был излюбленным местом для СОКРАТА. Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20 летних юношей вЭФЕБИИ - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу (верховой езде, стрельбе из лука, метанию дротика и др.).

Более скромным были содержание и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения, письма, музыкальной подготовки. Ведя жизнь затворниц, девушки редко появлялись на людях. По мнению афинян, женщина не могла претендовать на обладаниесовокупностью добродетелей, её уделом было домашнее хозяйство.

В Элладе и на Ближнем Востоке в эпоху распада империи Александ­ра Македонского (3-1 вв. до н.э.) просвещение развивалось в тесной связи с традициями греческого образования. Происходят существенные измене­ния в низшем образовании.

Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кнутом и бичом.

После мусического и гимнастического образования - новая ступень - грамматическая школа (где предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать представление о музыке). Поменялся уклад гимнасий, в них стали уделять больше внимания теоретическому образованию. Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Тут велись разнообразные теоретические занятия. Преподавали грамматику, риторику, философию, физику, логику, этику, гимнастику, военные упражнения. Срок обучения -1 год. Вершиной образования считаласьфилософская школа - высшее учебное заведение: Академия (Платон); Ликей (Аристотель); Школа Стонков (Зенон).

Академия больше проявляла интерес к математике, а Ликей к естествознанию, истории, теории музыки.

Зенон считал, что через воспитание можно сделать человека добродетельным (невозмутимость, спокойствие, самодостаточность). Он предлагал обучать философии, физике, этике, логике, риторике, диалектике.

В Эллинскую эпоху возникают новые центры просвещения. К ним следует отнести в первую очередь АЛЕКСАНДРИЮ - египетскую столицу династии Птоломеев. Тут тоже насаждалось греческое образование. Птоломей II основал Мусеум, куда приглашали лучших ученых. Тут можно было изучить науки (философия, астрономия, медицина и др.). Главной формой обучения было лекционное занятие. Александрия - мостик между Элладой и Римом.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало выдающихся фило­софов, в концепциях которых изложены ценные идеи о воспитании. К первым философам Древней Греции, который занимался проблемами воспитания относится Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Он придавал огромное значение воспитанию и полагал, что оно ведет к обладанию тремя да­рами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Цель воспитания: всестороннее развитие человека (нравственное, физическое, умст­венное, трудовое). Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо чело­век является её частицей. Демокрит считал важным родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал родителей, не желающих тратить день­ги на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благо­родный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демок­рит. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы, воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу». Главное не количество полученных знаний, а воспитание интел­лекта. «Многие всезнайки не имеют ума, прекрасна надлежащая мера вовсем, следует помышлять не столько о многообразии, сколько о всесто­роннем образовании ума». Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учеников. «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни то­му, что укрепляет добродетель - стыду». Однако Демокрит советовал до­биваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: «Наихудшее из того, чему может нау­читься молодежь - легкомыслие». Демокрит высказывал идею связи при­роды человека и природы вообще. Это, по сути, было утверждением принципа природосообразности. В воспитание Демокрит включает труд. Необходимо отметить, что Демокрит был идеалистом. Идеи Демокрита предваряли становление взглядов древнегреческих ученых - софистов (У-1У вв. до н.э.). Софисты помышляли о воспитании активных граждан полиса. Они включали в программу обучения: грамматику, диалектику, геометрию, астрономию, музыку. Первые софисты считали своим призванием препо­давание риторики.

Крупнейшим представителем философии софистов яв­лялсяСОКРАТ (469- 399 гг. до н.э.). Его главным дидактическим достиже­нием можно назвать «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосо­вершенствование. По Сократу человек обладает разумным сознанием на­правленного на добро и истину, счастье состоит в устранении противоре­чия между личным и общественным бытием, а сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к ду­шевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ основоположник учения о доброй природе человека. Отдавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявле­ния способностей человека всамопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно и ясно понимает, что он можети чего он не может. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образова­ние. «Могучие духом, если получат образование, становятся отличными деятелями». Когда перед ним встал вопрос о том сохранить жизнь или отказаться от педагогической деятельности, Сократ принял яд цикуты. Сократ излагал свое учение в любой аудитории. Он один из родоначаль­ников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наво­дящих вопросов -сократический метод. Главная задача наставника - пробуждение мощных духовных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании уче­ника. В нахождении истины ученик и наставник должны находиться в равных условиях: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Беседы Со­крата вызывали эмоциональный и интеллектуальный подъем у учеников.

ИспользовалисьСократова индукция, основанная на наводящих вопро­сах иСократова ирония. Сократ видел пути воспитания в: самоанализе, в самосовершенствовании. Цель воспитания: познание самого себя.

Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик СократаПЛАТОН (427 - 347гг до н.э.). Он был идеалистом. Цель воспитания: в укреплении доброго в душе. Платон предложил обширную программу воспитания и открыл связь между вос­питанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Ос­нованное Платоном в Афинах учебное заведениеАКАДЕМИЯ суще­ствовало более тысячи лет. По Платону приобретение знаний является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет человек. При этом большое внимание уделялось самопознанию. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент жизни человека:

«В каком направлении кто будет воспитан, таким и станет весь его буду­щий путь». Воспитание следовало начинать с раннего возраста. Воспита­ние - могучий, но не всесильный способ формирования личности. Воспи­татель должен учитывать противоречия добра и зла. Воспитание должно обеспечить восхождение ученика к миру идей. Платон требовал разносто­роннего воспитания для всех. В трактате «Государство» Платон говора идеалах и программе разностороннего воспитания развивает афинскую педагогическую традицию. Следовало обеспечить «гимнастику для тела и музыку для души». Мусическое и гимнастическое образование - подго­товка к высшему образовательному уровню. Этот этап делится на два длительных цикла» 10 и 15 лет. Изучались: риторика, геометрия, музыка. В трактате «Законы» Платон выделил социальные функции воспитания: «сделать совершенным гражданина, умеющего справедливо подчиняться или начальствовать». По Платону государство должно заботиться об обязательности минимального – 3-х летнего обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». Программа пыталась соединить лучшие традиции СПАРТЫ и АФИН. Особое внимание уделялось физической подготовке (танцы, физические упражнения). При обучении следовало учитывать личные склонности. Программа всеобщего образования включала: грамоту, математику, трудовую подготовку. Эта программа предна­значалась лишь свободным гражданам. У Платона мы видим идеи игрового обучения и принципавоспитывающего обучения: «Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Актуальность Платона можно выразить через фразу Ж.-Ж. Руссо: «Хотите понять общественное воспитание, прочтите Платона». Возрастная периодизация по Платону: до 7 лет - общественное воспитание; от 7 до 12 лет - государственная школа (чтение, письмо, пение, музы­ка); от 12 до16 лет- ПАЛЕСТРА (физическая подготовка); от 16 до18лет- арифметика, геометрия; от 18 до 20 лет - ЭФЕБИЯ (военная подготовка); от 21 до 31 года - математика, геометрия, астрономия, музыка; от 31 до 35 лет – философия; с 35 лет - человек занимается упражнением.

Ближайший ученик ПлатонаАРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.). В своих трудах развил идеи учителя, но вместе с тем занял во многом противоположную точку зрения. Цель воспитания определяют три начала: телесное, волевое, разумное. Отсюда и задачи воспитания: физическое, нравственное, умственное. Аристотель создал в Афинах учебное заведе­ние -ЛИКЕИ символ всей дальнейшей деятельности философа. Идеал счастья Аристотель видел в напряженной работе направленной на пости­жение основ миро создания. Аристотель - автор идеи о включении знания о единичном в систематическое знание об общем. Взгляды философа изло­жены в трактате «Политика». Говоря о сочетании социальною и биоло­гического в воспитании, Аристотель считал, что с одной стороны от хо­роших родителей может произойти лишь хорошее потомство, а с другой - стороны природа зачастую стремится к этому, но не может достичь этого. Особое значение принадлежит общественному, государственному воспи­танию (равного воспитания для свободных граждан идеального государ­ства). До 7 лет домашнее воспитание под началом отца и государственных чиновников, Аристотель отвергал самоустранение родителей от воспита­ния детей. Тут осуществлялось предварительное обучение с 5 до 7 лет. С 7 лет детей воспитывает государство. Программа начального обучения включала: грамматику, гимнастику, музыку, рисование. Воспитание сле­довало начинать с заботы о теле, затем о духе. Аристотель осуждал СПАРТАНСКУЮ традицию жестоких физических упражнений. Особое место отводилось музыке. Аристотель оказал огромное влияние на Ан­тичность и Мусульманство. Философ видел назначение человека в разум­ной деятельности. /1/.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.034 сек.)