|
|||||
ВВЕДЕНИЕДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1626
Несколько лет тому назад издательство W. W. Norton опубликовало «Психологию личных конструктов» - два тома, итог двадцатилетнего собирания мыслей, возникавших у меня по поводу новой теории личности и ее применения в клинической практике. По-видимому, книги такого рода скорее просто покупают, чем читают. По крайней мере, сам я предполагал именно такой исход этой затеи. Но оказалось, что у моей книги появились читатели, - и в результате издательство W. W. Norton предложило опубликовать нынешнее, сокращенное издание, включающее первые три главы первого тома «Психологии личных конструктов». В главе 1 привлекается внимание к ряду философских предположений, без которых знакомство с идеей личных конструктов было бы только еще одним «обнажением пластов» феноменологии прошлого столетия. Глава 2 состоит из несколько формальной и слабо связанной группы абстрактных теоретических утверждений. Глава 3, заключительная, предлагает описательное развитие данной теории, цель которого - содействовать оживлению всего нашего предприятия. За пределами этого тома остались следующие аспекты теории личных конструктов: ее научная методология и математическая интерпретация психологического пространства, ее более гуманистические подходы к человеку как субъекту и многоаспектные способы совладания с человеческим страданием. Как и в случае с первым, полным изданием этой работы, следует честно предупредить читателя, что он обнаружит здесь отсутствие многих знакомых ориентиров психологической теории. При этом новом способе размышления о психологии не встречаются такие привычные термины, как научение и мотивация, эмоции и познание, сти-
Введение мул и реакция, эго и бессознательное, потребность, подкрепление и влечение. И дело не только в отказе от перечисленных терминов; гораздо важнее то, что исчезают сами понятия, стоящие за ними. Если читатель начнет шептать себе эти слова, он может быть уверен, что потерял след. Все это будет делать чтение временами непривычным и, возможно, неудобным; однако иной подход неизбежно требует и иного лексикона. Очень может быть, что просьба к читателю на основании нескольких страниц академического текста пересмотреть свои представления о том, почему человек поступает именно так, а не иначе, выглядит непомерной. И все же суть нашей просьбы как раз в этом. Чтобы откликнуться на нее, читателю следует по мере сил настроить себя на то, что он способен преодолеть огромные преграды, высоко возведенные более чем двумя тысячелетиями конструктивного мышления и твердо удерживаемые на месте исключительно благодаря тем языкам, на которых мы говорим вслух. Больше того, сказанное может оказаться пугающим приглашением для тех, кто вверил себя целиком и полностью внешним событиям, которые, как они полагают, не поддаются пересмотру. Однако человек всегда волен пересмотреть то, что не имеет возможности отрицать. Это должно быть источником покоя и бодрости, а не страха и уныния. Кроме того, чтобы позволить себе пересмотр собственных взглядов, не обязательно полностью отказываться от прежних взглядов и принимать новые, так же как не всегда человеку нужно подавлять новое, чтобы сохранить привычное. Однако довольно. Мы слишком забегаем вперед. Предполагается, что об этом должна рассказать книга, а не предисловие к ней. Док. А Келли ГЛАВА ПЕРВАЯ
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.051 сек.) |