|
|||||
Б. Личное истолкование своей ролиДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1666
Обратимся теперь к более детальному разбору контролирующего воздействия, которое конструкты человека оказывают на него самого. Как мы уже указывали ранее, Я - при условии его рассмотрения в надлежащем контексте - представляет собой понятие или конструкт в подлинном смысле слова. Я сопряжено с группой событий, сходных между собой в некотором отношении и в том же самом отношении обязательно отличающихся от других событий. Отношение, в котором эти события сходны между собой, и есть собственно' Я. Кроме того, это же отношение делает Я индивидуумом, отличным от других индивидуумов. После такой концептуализации Я, с ним можно обращаться как с некой вещью, исходной величиной или элементом в контексте суперординатного конструкта. Другими словами, Я может стать одной из трех или более вещей (либо персон), по меньшей мере две из которых сходны между собой и отличны, по крайней мере, от одной из оставшихся. Когда человек при формировании конструктов начинает использовать себя в качестве исходной величины или отправной точки, происходят волнующие события. Он обнаруживает, что формируемые им конструкты влияют на его поведение таким образом, как если бы они были суровыми контролерами. Особо строгому контролю с их стороны подвергается его поведение относительно других людей. Возможно, было бы лучше сказать в сравнении с другими людьми. Разумеется, на его поведение влияет им самим проводимое или истолковываемое сравнение. Таким образом, значительная часть социальной жизни индивидуума контролируется теми сравнениями, которые ему случилось усмотреть между собой и другими. Глава третья. Природа личных конструктов Мы уже обсуждали искажение концептуализации, происходящее в тех случаях, когда кто-то нерасположен выражать полный контекст или связи своего конструкта, и как, в некоторых случаях, полное выражение конструкта закрепляет за говорящим роль, которую тот не хотел бы играть. Например, утверждение «Мэри, Алиса и Джейн, как и любой другой человек, всегда проявляют мягкость характера» может означать, что искажение происходит в момент, когда говорящий находится на грани того, чтобы отвести себе роль человека, вынужденного иметь дело с грубыми, недобрыми людьми. Если единственный противовес агрессии - это агрессия, и если агрессия, в свою очередь, прочно вплетена в личную цепь конструктов, которая логическим путем приводит человека к опровержению своей идентифицирующей роли, этот человек, вероятно, будет избегать говорить, что кому-то «не хватает мягкости и доброты». Выражая то же самое на самом простом и интуитивном языке, можно сказать: никто не хочет показаться в роли, с которой не в состоянии справиться, и никто не будет детально разрабатывать роль, которую не готов играть. Как мы увидим позже, при обсуждении репертуарного теста ролевых конструктов (РТРК), информацию о том, как человек определяет и истолковывает свою роль, можно получить и косвенным, логическим путем - из истолкования им других людей. Одно из клинических применений разработанного Мюрреем Теста Тематической Апперцепции (ТАТ) - анализ человеческих фигур наряду с анализом тем или сюжетов придуманных историй. В действительности, большинство клиницистов, помимо тематического анализа, склонны придавать особое значение анализу фигур. В ходе этого анализа можно получить некоторое представление о том, какого типа люди населяют мир клиента. Через осмысление состава исполнителей и сюжета придуманной клиентом «пьесы» проводящий обследование может логически реконструировать ту роль, которую обследуемый, должно быть, считает скроенной для себя. Иногда такая роль открыто описывается обследуемым по мере того, как он наделяет мыслями и поступками главного героя придумываемой им истории. Теория личности Это далеко не единственный способ узнать по реакции обследуемого на данный тест о выбираемой им для себя роли; она обнаруживает себя и в тех конструктах, исходя из которых обследуемый описывает людей, изображенных на стимульных картинках теста или придуманных им самим в ходе сочинения истории. Каждый конструкт имеет свои контрастные признаки. И проводящему обследование клиницисту необходимо учитывать контрасты, имплицитно выражаемые обследуемым в описаниях персонажей. Эти контрастные признаки скорее всего используются и при истолковании обследуемым своей собственной роли. Как раз этот момент часто упускается при интерпретации результатов ТАТ. Когда в первичном интервью клиент описывает других людей, населяющих его личный мир, он по существу определяет координатные оси, относительно которых должен выстраивать линию собственного поведения. Он формулирует свою систему личных конструктов. Слишком часто клиницист не сознает, какой богатый источник потенциально полезной информации о клиенте ему открывается. Он может невольно исказить интерпретацию содержания интервью, пытаясь выяснить, была ли в действительности тетушка Ольга такой противной старой грымзой, какой ее изобразил клиент. Или, что еще хуже, он может просто идентифицировать утверждение клиента о тетушке Ольге как голый факт, который не подлежит в последующем перетолкованию со стороны клиента. На самом деле, самое важное в утверждении клиента о грехах его тетки заключается, вероятно, в том, что он описывает роль, которую он сам временами вынужден хотя бы отчасти играть, или же роль, по отношению к которой даже сейчас должен вести противоположную, либо дополнительную партию. По мере того как некто истолковывает других людей, он формулирует систему истолкования, управляющую его собственным поведением. Конструкты, включающие других людей в качестве своих контекстов, навязывают также определенный образ мысли и действий их обладателю. Никто не может назвать другого человека ублюдком, не делая рождение ребенка вне брака измерением (dimension) и своей собственной жизни. Глава третья. Природа личных конструктов Стоит, однако, еще раз напомнить, что конструкт - это единая формулировка сходства и различия. Назвать другого человека ублюдком - не значит с неизбежностью концептуализировать себя как уб-людка. Говорящий может, напротив, концептуализировать себя как определенно не являющегося ублюдком. Клиницисту в этом случае важно понять одно: клиент упорядочил свой мир относительно такого измерения, как незаконнорожденность. Конструкт - это двухполюсная структура (наподобие магнита), а не просто категория сходства без предполагаемого поблизости различия. Невозможно обратиться к аспекту сходства конструкта, не активизируя одновременно его аспект различия. Много лет назад Фрейд показал, что в сновидениях образы представлены своими противоположностями. Поскольку сновидения также «разбираются» с конструктами, не удивительно, что конструкты в них, иногда оставаясь неповрежденными, просто меняют полюса местами. Клинициста, систематически применяющего психологию личных конструктов, не должно вводить в заблуждение это простое переворачивание конструкта вверх ногами. Происходит нечто весьма интересное, когда человек впервые пытается перестроить свою жизнь в рамках его личной системы конструктов. Разумеется, измерения этой системы имеют тенденцию к сохранению. Поэтому ему поначалу кажется, что он свободен перемещаться только вдоль уже установленных им самим и для себя осей. Предположим, к примеру, что этот человек определил направление изменения своей роли относительно личного конструкта 'мягкость (характера)-агрессменос/яь'. Предположим далее, что он классифицировал себя как сходного с мягкими людьми, включенными в контекст его конструкта. Итак, он один из мягких людей. А теперь предположим, что его «игра в этой пьесе» начинается с провала: он пропускает реплики, невнятно бормочет слова своей роли и т. д. Что-то вышло из строя в его системе антиципации, - слишком уж много неприятных неожиданностей. Становится очевидным, что ему нужно что-то делать со своей ролью. Самое простое, что приходит на ум, -попытаться переопределить свою роль в рамках контекстов некоторых из его личных ролевых конструктов. Допустим, он решает пере- Теория личности h местить ее вдоль оси 'мягкость—агрессивность', и делает это. Несколько недель спустя его друзья замечают: «Что случилось с Каспе-ром? До чего же он изменился!» Суть этих перемен в том, что в действительности Каспер изменил не свой способ приспособления к жизни, а попытался заново вписаться в рамки любой ограниченной системы истолкования, с которой ему пришлось работать. Исследование так называемых полярных изменений личности, таких как маниакально-депрессивный цикл, служит подтверждением того, что большинство радикальных сдвигов, наблюдаемых нами в поведении людей, представляет собой не кардинальные перемены в их планах жизни, а скорее попытку переменить положение в рамках неподвижно закрепленной системы координат, которая обеспечивает их только ориентирами для понимания человеческих отношений. Когда клиницист сознает координатную систему клиента, он способен, в известной мере, предсказать те направления, в которых клиенту пришлось бы переместиться, если бы от него потребовали быстрого изменения. Психотерапевт, стремящийся побудить своего клиента к быстрому изменению, сталкивается с той же проблемой. Он вынуждает клиента перемещаться исключительно вдоль тех осей, которые тот ранее установил для себя, и результат может оказаться катастрофическим. Но даже если психотерапевт действует без излишней поспешности, однако при этом не сознает личной системы конструктов своего клиента, он может обнаружить, что клиент изменяется в совершенно неожиданных направлениях. Хотя личные конструкты человека составляют управляющую систему, под контролем которой он разыгрывает или изменяет свою роль, при благоприятных обстоятельствах их обладатель способен перестраивать и сами конструкты. Выражаясь математическим языком, можно сказать, что он способен вращать координатные оси жизни. Это дает ему новый набор измерений (dimensions) и указывает новые направления свободного движения. Переосмысление и перестройка жизни человеком - это процесс, не прерывающийся в течение всего отведенного каждому из нас времени В действительности никто не может изменить свою позицию Глава третья. Природа личных конструктов относительно одного из управляющих его ролью конструктов, не изменяя, в определенной мере, сам этот конструкт. В психотерапии часто предпринимаются сконцентрированные попытки помочь клиенту сформулировать новые и, в известном смысле, базисные конструкты, относительно которых можно было бы переориентировать его понимание своей роли. Почти обязательным требованием является фор-игулирование этих новых конструктов первоначально в контекстах, которые не затрагивают клиента слишком близко, прежде чем будет брошен вызов той фундаментальной системе, что управляет его собственной ролью. Клиент, которому неожиданно говорят, что он должен измениться, вероятно, почувствует в этих словах серьезную угрозу и может либо стать недосягаемым для воздействий психотерапевта, либо в панике броситься совершать вынужденные уклоняющиеся движения в рамках своей старой системы координат. Если же новые конструкты формируются сначала в контекстах, которые не включают самого клиента или членов его ближайшего окружения и теперешней семьи, парализующей угрозы поспешного, непродуманного движения можно избежать. Очень скоро, однако, клиент должен быть вовлечен в формирование нового конструкта. По возможности не следует сразу включать его Я целиком в контекст формируемого конструкта. Наш подход состоит в том, чтобы вводить в контекст только прошлое Я клиента, давая ему возможность заново посмотреть на то, каким он был в детстве, и переопределить себя в статусе ребенка по целому ряду отношений. Другой способ - предлагать классифицировать только определенные формы поведения, например те, которые можно целиком наблюдать в пределах терапевтического кабинета. Еще один способ - придумать искусственные роли и разыграть их. Но поговорим об этом подробнее чуть позже. А сейчас отметим ряд принципиальных моментов, а именно: системы конструктов контролирую роль, которую каждый человек играет в своей жизни; клиент раскрывает свои конструкты всякий раз, когда говорит о других людях или о себе; конструкты, контролирующие роль, являются биполярными или, говоря иначе, обладают размерностью; наибольшая Теория личности свобода перемещения (изменения), как она открывается человеку, существует в направлении от одного полюса конструкта к другому, или вдоль тех осей, которые он уже сам для себя построил и истолковал; при благоприятных обстоятельствах мы способны изменять системы конструктов, контролирующие нашу роль. 7. Реальный характер конструктов Люди с давних пор придерживаются точки зрения, согласно которой мы считаем наш мир реально существующим, а психологические процессы человека - основывающимися на личных версиях реального мира. Эти личные версии и есть личные конструкты. Теперь мы можем спросить себя, можно ли с этой точки зрения считать наши конструкты реально существующими? И ответить: в ограниченном смысле, да. Конструкты не следует смешивать с теми фактическими данными, персонализированными версиями которых они являются; конструкты представляют собой интерпретации этих фактов. Однако конструкты могут использоваться в качестве точек зрения при рассмотрении других конструктов, как это имеет место при иерархических отношениях между ними внутри системы. В этом смысле суперординатные конструкты являются версиями подчиненных им - субординатных - конструктов, что придает последним форму реальности, истолковываемой с помощью первых. Суммарный ответ на вопрос о том, являются ли конструкты реально существующими, состоит в следующем: конструкт и в самом деле реален, но его реальность не идентична реальности элементов, входящих в его контекст. С этими элементами конструкт связан отношениями репрезентативности, а не тождественности. Его реальность - это не их реальность. Конструкт обладает своей собственной реальностью. Эта проблема не должна нас беспокоить, если мы будем помнить о том, что конструкт и его элементы реально существуют, но в разных сферах действительности. Глава третья. Природа личных конструктов Может ли конструкт передаваться от одного человека другому, не утрачивая при этом своей реальности? В известном смысле, да. Разумеется, он не переходит от одного к другому наподобие единственного глаза, который имели три граи25: когда одна завладевала им, остальные ничего не видели. Понятие коммуникации - это ведь тоже конструкт, и так же, как мы позволяем конструкту репрезентировать то, истолкованием чего он служит, мы допускаем, что сообщенный конструкт репрезентирует тот личный конструкт, истолкованием которого он является. Переданный конструкт представляет собой истолкование, принадлежащее (вос)принявшему его человеку; одним из элементов этого истолкования становится конструкт человека, который обладал им до момента сообщения. Конструкт человека, от которого исходит сообщение, реально существует; то же утверждение справедливо и по отношению к сообщенному конструкту, однако он, являясь истолкованием исходного конструкта, не тождественен последнему. В это смысле ответ на наш вопрос о том, может ли конструкт передаваться от одного человека другому, не утрачивая своей реальности, будет определенно утвердительным. Конструкт не меняет «порт приписки» в тех случаях, когда кто-то еще получает его версию. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.028 сек.) |