Формулировка короллария о модуляции


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 442


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Изменение в принадлежащей конкретному человеку систе­ме истолкования ограничивается проницаемостью тех конструк­тов, в диапазоне пригодности которых лежат варианты™.

Если мы хотим считать психологические процессы человека под­чиняющимися законам той системы, которую он создает, нам нужно также объяснить эволюцию самой этой системы в виде столь же зако­номерных изменений Наш королларий об опыте гласит, что у чело­века система истолкования изменяется по мере того, как он последо­вательно истолковывает повторения событий. В качестве следующего шага нам необходимо указать на то, что постепенное изменение долж­но происходить и в самой системе Будь это не так, мы бы оказались в положении тех, кто заявляет, что незначительные повседневные про­цессы человека систематически регулируются, тогда как системооб­разующие процессы не подчиняются никакой более крупной, объем­лющей системе. Мы не в праве настаивать на личной законосо­образности элементов человеческого поведения и в то же время до­пускать, что паттерны человеческого поведения лишены всякой за­коносообразности. Равно как было бы нелепо стоять на том, что эти элементы подчиняются личной системе, тогда как образованные ими паттерны поведения могут эволюционировать только в рамках над-личной системы.

Данная проблема представляет собой особый случай проблемы соотношения детерминизма и свободы воли, которую мы обсуждали в предыдущих разделах. Нами было высказано предположение, что детерминизм и свобода воли - это два комплементарных аспекта струк­туры. Они так же не могут существовать друг без друга, как верх без


16 Modulation Corollary The variation in a person's construction system is limited by the permeability of the constructs within whose range of convenience the variants he


Глава вторая. Основная теория

нуза или правое без левого. Ни свобода воли, ни детерминизм не бы­вают абсолютными Любое существо свободно относительно чего-то, и оно же детерминировано относительно чего-то другого.

Решение, предложенное для проблемы соотношения детерми­низма и свободы воли, дает нам образец для понимания того, как люди могут меняться и все же считаться закономерными явлениями приро­ды. У человека система истолкования образована комплементарны­ми суперординатными и субординатными отношениями. Субординат-ные системы детерминированы теми суперординатными системами, в ведении которых они находятся. Со своей стороны, суперординат-ные системы вольны вызывать реорганизацию среди подчиненных им систем.

Именно это и обеспечивает системе личных конструктов свобо­ду и детерминизм Изменения, происходящие по мере того, как чело­век продвигается к созданию более подходящей для антиципирова­ния событий системы, можно считать находящимися под контролем имеющейся у него системы более высокого ранга. В своей роли, отож­дествляющей его с собственной верховной системой, данный чело­век свободен относительно тех субординатных изменений, которые он пытается провести. В своей роли последователя собственных ос­новополагающих принципов он считает свою жизнь детерминирован­ной ими. Как в правительственных кругах инструкции могут изме­няться только в рамках твердых директив, директивы — в рамках принятых парламентом непреложных законов, а законы — в рамках незыблемой конституции, так и наши личные конструкты изменяют­ся только в пределах подсистем конструктов, а подсистемы - в преде­лах более объемлющих систем.

Наша позиция состоит в том, что даже те изменения, которые конкретный человек пытается совершить в себе самом, должны быть истолкованы им же. Новая перспектива, которую человек приобрета­ет с опытом, сама является событием и, будучи событием в его жиз­ни, требует своего истолкования, если, конечно, он хочет извлечь из нее хоть какой-то прок На самом деле, человек даже не сможет дос­тигнуть этой новой перспективы, если до этого у него не будет более


Теория личности

широкого взгляда, в рамках которого ее можно истолковать. Выражая ту же мысль иначе, мы могли бы сказать, что человек научается опре­деленным вещам отнюдь не в силу природы направленных на него стимулов; он усваивает только то, что его предназначенная для этой цели структура позволяет увидеть в стимулах.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.067 сек.)