Что такое жизнь?


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 531


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Некоторым частям мира достает смысла даже тогда, когда они не рассматриваются во временной перспективе. Но есть и такие, ко­торые обретают смысл лишь тогда, когда их наносят на карту вдоль оси времени. Жизнь - одна из таких частей мира. В этом суть воп­роса, о котором нам придется много говорить впоследствии, при обсуждении способов реконструкции личной жизни. Идет ли речь о


Глава первая. Конструктивный альтернативизм

психологе-исследователе или об охваченном беспокойством паци­енте психологической клиники, жизнь должна рассматриваться ими во временной перспективе, если они хотят, чтобы она имела хоть какой-то смысл.

По нашему мнению, однако, жизнь больше чем простое из­менение. Она предполагает отношение заинтересованности меж­ду частями нашего мира, в котором одна часть - живое существо -способно побудить себя к тому, чтобы репрезентировать другую часть - свое окружение. Иногда говорят, что живое создание, в про­тивоположность неживому, наделено 'чувствительностью', или что оно способно 'реагировать'. Это примерно соответствует тому же самому отличительному свойству жизни, которое мы рассматри­ваем. Но наша формулировка нравится нам больше, поскольку она подчеркивает творческую способность живого создания репре­зентировать окружающую среду, а не просто реагировать на нее. Так как живой организм способен репрезентировать свое окруже­ние, он может подставлять на его место альтернативные конструк­ции и фактически что-то делать со своим окружением, если оно ему не подходит. Тогда, мир для живого создания реален, но от­нюдь не непоколебим, если только оно не решает истолковать его таким образом.

Подчеркивая это предшествующее нашей теории убеждение в том, что жизнь предполагает репрезентацию или истолкование реаль­ности, мы не имели в виду, что и сама жизнь нереальна. Иногда уче­ные, особенно те, кто увлечен изучением материальных систем, от­стаивают мнение, будто психологические события - это не подлинные феномены, а эпифеномены, или просто не внушающие доверия тени реальных событий. Мы занимаем иную позицию. Кто-то может иска­жать реальный феномен, к примеру свой доход или свою болезнь, и тем не менее сама эта искаженная репрезентация будет полностью реальной. Сказанное справедливо даже в отношении страдающего сильными галлюцинациями больного: то, что он воспринимает, мо­жет и не существовать, но его перцепцря существует. Более того, его воображаемая перцепция часто оказывается грубо искаженным ис-


Теория личности

толкованием чего-то действительно существующего. Любое живое существо вместе со своими перцепциями является частью реального мира, а не просто близоруким наблюдателем всего того, что в нем происходит.

Итак, жизнь, с нашей точки зрения, характеризуется составляю­щей ее сущность измеримостью во времени и способностью репре­зентировать другие формы реальности, сохраняя при этом свою соб­ственную форму реальности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.04 сек.)