|
|||||
Формулировка короллария об общностиДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1652
Психологические процессы одного человека сходны с психологическими процессами другого человека в той мере, в какой один опирается на истолкование опыта, сходное с тем, на которое опирается другой™. Теперь мы приступаем к обсуждению следствий нашего основного постулата в сфере межличностных отношений. Как мы уже указывали, для двух людей вполне возможно оказаться вовлеченными в одни и те же реальные события; но поскольку они истолковывают их по-разному, то и переживают эти события по-разному. Так как они истолковывают их по-своему, то антиципировать развитие событий они тоже будут по-своему и, вследствие своих антиципации, будут по-разному вести себя. То, что такие различия должны существовать, логически следует из нашего основного постулата, и мы уже заявили об этом в королларии об индивидуальности. Но если у нас есть королларии об индивидуальности, у нас должен быть и королларии об общности. " Commonality Corollary: To the extent that one person employs a construction of experience which is similar to that employed by another, his psychological processes are similar to those of the other person. Теория личности Как и другие королларии, королларий об общности - это лишь разъяснение того, что, по всей вероятности, имплицитно содержится в нашем основном постулате. Если процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в русле которых он антиципирует события, и если он антиципирует события путем истолкования их повторений, вряд ли покажется неожиданным наше предположение о том, что когда два человека опираются на одинаковое истолкование опыта, то их психологические процессы, вероятно, должны дублировать друг друга. С первого взгляда это утверждение кажется невинным. Но по мере того, как мы внимательно изучаем этот королларий, мы обнаруживаем, что он имеет ряд следствий, не являющихся общепринятыми среди психологов. Важно еще раз подчеркнуть, что мы не утверждали и не утверждаем, будто, если один человек испытал те же события, что и другой, он будет дублировать психологические процессы этого другого. Данное предположение принадлежит стимульно-реактивнои психологии и в ее собственных глазах является полностью приемлемым. Однако, это не наше предположение, и поскольку мы не захотели его принять, то можем свободно развивать свою теоретическую позицию в направлениях, не доступных приверженцам стимульно-реактивнои психологии. С упорством, достойным лучшего применения, мы могли бы утверждать, что два человека с идентичным жизненным опытом, вероятно, имеют идентичные психологические процессы. Но в этом виде наше утверждение чревато неправильным пониманием, если только читатель не будет четко представлять себе, что именно мы подразумеваем под опытом (experience). Возможно, ему пришлось бы возвращаться к нашему обсуждению короллария об опыте для того, чтобы уяснить отличие нашей позиции от позиции стимульно-реактивнои теории. Поэтому мы предпочитаем формулировать ее таким образом, как это имеет место в рассматриваемом королларии, а именно, что психологические процессы двух лиц будут настолько сходными, насколько сходными оказываются их истолкования опыта. Одно из преимуществ этой позиции состоит в ненужности предположения, будто потребовались бы совершенно одинаковые собы- Глава вторая. Основная теория тия в жизни двух людей, чтобы заставить их поступить одинаково. Двое могут действовать одинаково, даже если каждый из них подвергся воздействию весьма различных феноменальных стимулов. Основанием для сходного поведения мы считаем сходство в истолкованиях событий, а вовсе не тождественность самих событий. И в этом случае, так же как в вопросе о научении, мы полагаем, что психолог способен лучше понять своих испытуемых, если он исследует то, как они истолковывают воздействующие на них стимулы, чем если он всегда принимает без доказательств свое истолкование этих стимулов. Говоря языком нашего короллария о модуляции, мы считаем, что психологам нужно использовать более проницаемые конструкты в собственных системах, с тем чтобы они могли лучше категоризовать различные истолкования своих испытуемых. С феноменологической точки зрения, строго говоря, никакие два человека не могут иметь одинаковых истолкований или одинаковых психологических процессов. В этом смысле наш королларий об общности был бы далек от реальности. Но то, что мы имеем в виду, заключается в следующем: в той мере, в какой мы способны истолковать толкования двух других людей как сходные, мы можем ожидать, что их психологические процессы можно будет также истолковать как сходные. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.027 сек.) |