Закономерности развития науки


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1548


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

В настоящее время в философии науки становятся преобладающими идеи о динамике научного знания и науки в целом. В этой связи признается не только изменчивость содержания научного знания, но также форм и методов его построения. Все более широкое распространение получает трактовка развития науки как процесса, который обусловлен не только «внутренними», собственно научными, но и «внешними», социокультурными факторами.

В общей динамике науки обычно выделяют несколько областей научно-исследовательской практики: 1) процессы становления научного знания, возникновения нового в науке; 2) механизмы функционирования (обогащения, дополнения) уже имеющегося научного знания; 3) связи и отношения, выражающие взаимодействие науки в процессе ее развития, с социально-культурной средой. Соответственно этим областям проявляются и основные группы закономерностей, которые в процессе развития науки выражаются: в органической взаимосвязи новаций и традиций в научном знании; во взаимодействии научных дисциплин, дифференциации и интеграции в науке; в сочетании внутринаучных и социокультурных факторов.

Новации и традиции в динамике науки.Рассмотрение процесса обновления научного знания требует обращения к понятиям «новое», «преемственность», «традиция». С одной стороны, наука немыслима без стремления ученых к получению нового знания. С другой стороны, новое знание должно быть не только проверено, но и соотнесено с имеющимися знаниями, с определенными научно-теоретическими и социально-историческими традициями.

Современная трактовка проблемы традиций, которой придерживается большинство исследователей, состоит в том, что новое (нововведение, новация) рассматривается как момент, сторона в существовании той или иной традиции. Традиция есть не только механизм наследования, сохранения, но и развития исследовательского опыта. Упорядочивая новаторство и творчество в науке, традиция содержит в себе момент преемственности в развитии научного знания.

Традиции в науке могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от отношения к новому: консервативные, тормозящие новации, а также традиции, в рамках которых поощряется становление нового. В зависимости от роли в социальном развитии – прогрессивные и реакционные. В зависимости от принадлежности к различным уровням строения науки – традиции в науке в целом, в группе наук, в научной дисциплине, в той или иной области исследования в дисциплине, в конкретном направлении в области исследования.

Организационными формами реализации научной традиции являются научная школа и научное направление. В научных школах осуществляется управление научной деятельностью; ученые непосредственно связаны друг с другом, придерживаются одних и тех же научных принципов и работают, как правило, в одном коллективе, объединены общими целями,. Научные направления характеризуются преобладанием опосредованных (журнальные статьи, монографии и т.д.) связей ученых друг с другом, но опять-таки на базе единых исследовательских установок.

Все приведенные общенаучные характеристики научной традиции могут быть отнесены и к военной науке, ее различным отраслям. К традициям развития научных знаний относятся тесная связь исследований с практикой, четкость и лаконичность языка специальных разработок, широкое использование общенаучных методов (например, математические методы, системный подход).

Как уже отмечалось, традиции в развитии науки неразрывно связаны с подготовкой и внедрением научных новаций. Новации также отличаются большим разнообразием. В зависимости от степени новизны нововведения подразделяются на научные открытия, новые теории, новые исследовательские программы, новые гипотезы. С учетом влияния на развитие методологических средств науки к новациям относятся: возникновение новых научных дисциплин; появление новых средств и методов исследования; развитие языка науки; внедрение новых методологических идей и смена стиля мышления.

Одной из центральных проблем развития современной науки стала в наше время проблема научных революций. Научная революция – это период качественной перестройки всего здания науки. Содержание этого периода составляет изменение картины мира, методов исследования, появление принципиально новых теоретических и категориальных средств отображения реальности.

Дифференциация и интеграция в научном знании. Как уже отмечалось, закономерности развития науки проявляются также в процессах функционирования уже сложившихся систем знания. В современных условиях, отличающихся возрастающей сложностью, эти процессы выражаются во взаимодействии двух разнонаправленных тенденций: дифференциации и интеграции в науке.

Дифференциация в науке связана с увеличением суммы научных знаний о мире, а также со специализацией научно-познавательной деятельности, которая основывается на обращении ко все новым и новым сторонам реальности, на использовании все более разнообразных и утонченных средств и способов исследования. В настоящее время основной формой дифференциации в науке является развитие ее предметно-дисциплинарной структуры. Очевидно, что количество научных дисциплин со временем возрастает. Некоторые ученые насчитывают в современной науке более 10 тысяч научных дисциплин. Усложнение дисциплинарной структуры происходит и в военных науках. Так, например, в социально-экономических и гуманитарных областях военной науки уже в 90-х гг. прошлого века оформились и стали развиваться политология, культурология, религиоведение, менеджмент различных прикладных областей и т.д.

Помимо дисциплинарной формы дифференциации в науке существует более подвижное выражение этого процесса - усложнение проблемной организации научного познания, а также рост числа исследовательских направлений. В то же время по отношению к этому виду дифференциации дисциплинарные структуры науки являются ведущими. Они представляют собой социальный механизм, обеспечивающий устойчивость науки, преемственность знания при смене научных результатов и поколений ученых.

Закономерная черта развития науки состоит в том, что вместе с процессом дифференциации научного знания происходит и процесс его интеграции, что находит выражение, в частности, в том, что возникают междисциплинарные образования, включающие в себя ряд дисциплин, научных специальностей и исследовательских областей.

Взаимосвязанные процессы дифференциации и интеграции обусловливают взаимодействие наук. К основным проявлениям взаимодействия наук относятся: а) перенос методов, средств и теоретических схем из одной научной области в другие; б) формирование и разработка межнаучных (междисциплинарных, комплексных) исследовательских программ; в) формирование объединяющих исследователей норм деятельности, идеалов и образцов научности, этики научного исследования.

Взаимодействие наук является очень сложным процессом. Его классификация может быть выполнена по различным основаниям. Различают «мягкий» тип взаимодействия и «жесткий» тип (использование некоторого общего знания нескольких наук об одном объекте исследования). В результате взаимодействия происходит изменение состояния наук, взаимопереход наук, порождение новых наук. По средствам взаимодействия различают: математические, технические, физические, системные и ряд других.

Взаимосвязь внутринаучных и социокультурных факторов развития науки.Обширная область проявления закономерностей исторического развития науки связана с социально-культурной средой. В философии и методологии науки выделяются два подхода, которые связаны с трактовкой роли в развитии науки «внешних» по отношению к ней факторов, таких как: философско-мировоззренческие предпосылки деятельности исследователей; особенности культуры, состояние духовной сферы жизни общества и т.д. Эти подходы получили название интернализм и экстернализм.

Приверженцы интерналистской концепции (А. Койре, И. Лакатос, А. Холл, Б. Шапиро и др.) признают только внутренние, логические и теоретические, аспекты развития науки. Этим не ограничивается экстерналистский подход (Р. Мертон, Дж. Нидам, Б. Нельсон). В его рамках прогресс научного знания связывается также с необходимостью анализа его социально-исторического и культурного контекста.

Важно, однако, выдерживать меру в трактовке соотношения факторов, влияющих на развитие науки. Абсолютизация интернализма и экстернализма недопустима. Более того, экстерналистский подход необходимо отличать от псевдонаучных взглядов, когда по тем или иным соображениям (идеологические стереотипы, проявление политической лояльности, мировоззренческие догмы) научное знание как таковое вытесняется из культурного оборота ненаучными феноменами: лозунгами, благими пожеланиями, административными директивами и т.д.

Закономерная взаимосвязь внутринаучных и социокультурных факторов развития научного знания находит выражение в смене культурно-исторических этапов в развитии науки. При этом в качестве главного, определяющего вектора изменчивости представлений о науке и ее роли в обществе многими современными исследователями выделяется переход от классической к неклассической науке.

Критерии выделения относительно самостоятельных этапов в развитии научного знания задаются отличиями в трактовке соотношения в этом процессе внутринаучных и социокультурных факторов, различным пониманием онтологических, гносеологических и социокультурных предпосылок научного знания.

В исторический период, который начался европейским Новым временем и продолжался до начала XX в., преобладали идеалы и нормы так называемой классической науки. Для научного классицизма были характерны убежденность ученых в исчислимости, предсказуемости научного результата, «неизменности» научного знания, принципов познания и деятельности. В соответствии с представлениями классической науки мир – это огромный механизм, в котором все подчиняется строгим законам и в котором нем места случайности. Знание об этих законах представляет собой, в сущности, неизменную истину, поискам которой и должна служить наука.

Переход к неклассической науке был ознаменован открытиями в физике, биологии и в области изучения глобальных природных и социально-культурных процессов. Начиная со второй половины XX в. познаваемая реальность стала рассматриваться большинством ученых как изменчивая, подвижная, находящаяся в процессе непрерывной самоорганизации, балансирующая на грани порядка и хаоса. Стало очевидно, что научное познание в выборе предметов изучения, в использовании методов исследования и обоснования знания не может не учитывать субъективные и ценностные аспекты научно-познавательной деятельности и в целом существования человека как уникального социоприродного и космического феномена.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о постепенном преодолении и неклассического этапа в развитии науки, который, по мнению ряда исследователей, трансформируется в постнеклассический (В. Степин, В. Порус, А. Огурцов). На этом этапе объектом изучения становятся так называемые «человекоразмерные» комплексы (нельзя, к примеру создавать сложные технические системы без учета их воздействия на социоприродную среду, на условия и образ жизни людей). Мир постнеклассичкой науки – это глобальная реальность, представленная эволюционирующими системами, в изменении которых сочетаются спонтанность и детерминизм, конструктивизм и естественность, прямые действия и их опосредованные следствия, учитываются особенности структур живой материи как прототипа для понимания сверхсложных социоприродных производственных комплексов, создаваемых человеком.

Тестирование / 2-й модуль /

 

1. Бытие – это совокупность:

1) только материальных сущностей

2) только идеальных сущностей

3) только божественных сущностей

4) материальных и идеальных сущностей

Ответ: 4

 

2. Основные формы бытия (Дать комбинацию ответов):

1) бытие вещей, процессов, состояний природы

2) бытие вещей, произведенных человеком

3) бытие человека

4) бытие духовного

5) бытие социального

Ответ: 1, 2, 3, 4, 5

 

3. К бытию вещей относится:

1) бытие природы

2) бытие «второй природы»

3) бытие человека

4) бытие духовного

Ответ: 1, 2

 

4. Бытие человека (Дать комбинацию ответов):

1) единство тела и духа

2) единство соматического и психического

3) противоположность тела и духа

4) является основанием медицины

Ответ: 1, 2, 4

 

5. К бытию духовного относится:

1) бытие природы

2) бытие «второй природы»

3) бытие человека

4) бытие идеального

Ответ: 4

 

6. К бытию социального относится:

1) бытие природы

2) бытие «второй природы»

3) индивидуальное бытие и бытие общества

Ответ: 3

 

7. Атрибуты материи – это: (Дать комбинацию ответов)

1) несотворимость

2) неуничтожимость

3) неисчерпаемость

4) идеальность

Ответ: 1, 2, 3

 

8. Закон – это связь-отношение… (Дать комбинацию ответов)

1) Необходимая
2) Субъективная

3) Существенная

4) Устойчиво-повторяющаяся

Ответ: 1, 3,4

 

9. Законы диалектики действуют … (Выбрать один ответ)

1) Только в обществе

2) Только в природе

3) Только в мышлении

4) В природе, обществе и мышлении

Ответ: 4

 

10. Согласно материалистическому монизму единство мира:

1) в его существовании

2) в сознании субъекта

3) в его материальности

4) в божественной воле

Ответ: 3

 

11. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности; г) о непознаваемости мира;

б) о всеобщей познаваемости мира; д) о сотворении мира.

в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной

обусловленности явлений;

 

12. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

 

13. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

 

14. Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека.

д) о сущности человеческой истории.

 

15. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (на­чала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; б) бытие — объективная реальность, независимая от созна­ния человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.; в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижени­ем абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; поня­тие есть истина бытия; г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 1) Гегель; 2) Маркс; 3) Беркли; 4) Платон.

1)-в Гегель;2)-б Маркс;3)-г Беркли;4)-а Платон.

 

 

16. Основные виды взаимодействия элементов на уровне живой природы

а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;

б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.

 

 

17. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

 

18. Материалисты утверждают, что материя – это

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

 

19. Сведение высших форм к низшим носит название:

а) эмпиризма; г) редукционизма;

б) формализма; д) агностицизма.

в) релятивизма;

 

20. Объективный идеализм признает следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей — это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

 

21. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

 

а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существова­нию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизмен­но пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия; в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же. 1) Бл. Августину 2) Ж.-П. Сартру 3) Дж. Беркли

1)-б Бл. Августину 2)-а Ж.-П. Сартру 3)-в Дж. Беркли

 

22. Диалектика — это:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех измене­ний в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человече­ской деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

 

23. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма; г) сенсуализма;

б) реализма; д) гедонизма.

в) скептицизма;

 

24. Дедукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

 

25 Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

 

26. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание ис­точником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию ис­точником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи ис­точником знания.

 

27. Выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок; г) ум;

б) разум; д) интуиция.

в) чувство;

 

28. Установите последовательность возникновения следующих гносеологических установок:

а) «Я верю, чтобы знать»;

б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

в) «Я мыслю, следовательно, я существую»;

г) «Мы живем внутри языка»

 

29. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический; г) мифологический;

б) религиозный; д) диалектический.

в) теоретический;

 

 

30. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания; г) сомнение в возможности познания;

б) рассмотрение объектов познания; д) метод познания.

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

 

31. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

а) методика; г) механизм;

б) развитие; д) процесс.

в) навык;

 

32. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о сущности познания, о путях постижения истины;

б) о развитии вселенной; д) о сущности человеческой истории.

в) о бытии как таковом;

 

33. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

 

 

34. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна; г) абсолютна;

б) объективна; д) божественна.

в) субъективна;

 

35. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

 

36. Структурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема; г) гипотеза;

б) боль; д) теория.

в) вера;

 

37. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

а) конвенционализм; г) агностицизм;

б) релятивизм; д) скептизизм.

в) рационализм;

 

38. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия носят название:

а) категорий; г) антиномий;

б) универсалий; д) законов.

в) модусов;

 

39. Синергетика – это:

1) двумерный подход

2) одномерный подход

3) трехмерный подход

4) многомерный подход

Ответ: 4

 

40. Основные категории синергетики (исключить лишнее):

1) система

2) диссипация

3) структура

4) возможность

5) нелинейность

6) неравновесность

7) неустойчивость

8) открытость

9) хаос

10) бифуркация

11) предсказуемость

Ответ: 11

 

41. Нелинейность в синергетике означает:

1) многовариантность развития

2) альтернативность развития

3) разнотемповость развития

4) возможность временного регресса

5) неизбежное стремление к усложнению системы

Ответ: 1, 2, 3, 4

 

42. Укажите признаки науки:

1) знание, проверенное и подтвержденное практикой

2) знание, приведенное в систему и позволяющее объяснить существующее

3) творческая деятельность по получению нового знания

4) иррациональный способ постижения действительности

Ответ: 1, 2, 3

43. Критериями научного знания являются:

1) системность

2) специальный язык

3) доказательность

4) специфические методы

5) иррациональность

Ответ: 1, 2, 3, 4

 

44. Активное и целенаправленное вме­шательство исследователя в протекание изучаемого процесса или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях – это:

1) эксперимент

2) наблюдение

3) сравнение

4) описание

Ответ: 1

45. Познание, связанное с выявлением глубинных связей и отношений в системе «человек-мир» - это:

1) религиозное

2) эзотерическое

3) научное

4) обыденное

Ответ: 3.

 

46. Морально-правовые требования к эксперименту с участием человека: (Выбрать комбинацию ответов)

1) недостижимость результата с помощью других методов и средств

2) добровольное согласие испытуемого

3) информированность испытуемого

4) экономическая выгода

Ответ: 1, 2, 3

 

47. Противоречие в науке, которое требует разрешения, называется:

1) теория

2) метод

3) проблема

4) гипотеза

Ответ: 3

 

48. Предположе­ние, сформулированное на основе ряда фактов, которое нуждается в доказа­тельстве:

1) проблема

2) прием

3) теория

4) гипотеза

Ответ: 4

 

49. Установление сходства черт, сторон, свойств, отношений у рассматриваемых объектов – это:

1) моделирование

2) абстрагирование

3) аналогия

4) индукция

Ответ: 3

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.036 сек.)