|
|||||
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЗАПАДНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1662
Разработка научных представлений о сущности, социальной роли и функциях телевидения в нашем обществе предполагает рассмотрение научных изысканий за рубежом, прежде всего в западноевропейских странах, накопивших наибольший опыт. Раскрывая несостоятельность их некоторых общетеоретических положений, мы не должны отказываться от того ценного, что накоплено в ходе их экспериментальных и теоретических исследований. Научный анализ функционирования телевидения в системе информации разных стран дальнего зарубежья представляет собой чрезвычайно актуальную проблему. По самым скромным подсчетам, на Земле сегодня ежедневно смотрят передачи 4—5 млрд. человек. Быстро растут объемы телевизионного вещания. Если в Западной Европе, например, в 1983 г. было 40 телеканалов, то в 1987 г. их насчитывалось 60, а к 1992 г. — 82; общий объем телевещания в этом регионе возрос с 110 000 часов в 1983 г. до 440 000 часов в 1992 г. В начале 80-х гг. телевидение существовало в 137 странах мира, в конце 80-х гг. практически в каждой стране. По данным ЮНЕСКО, только с 1965 по 1983 г. количество телевизоров в мире увеличилось с 186 млн. до 613 млн., а радиоприемников — с 535 млн. до 1390 млн. Можно сказать, что человечество приближается к той эпохе, когда оно будет «всеслышащим» и «всевидящим». Весь вопрос в том, что оно видит и что оно слышит. Американское телевидение задает тон в западном телевизионном вещании. Голливудские кинотелевизионные фабрики работают практически на весь мир. Достаточно указать на то, что 80% мирового телеэкспорта, достигающего внастоящее время 1,5 млрд. долл., приходится на американскую продукцию. Вместе с ней в другие страны экспортируются американские теории, концепции, методики исследований. Каждые шесть из десяти исследований по телевидению осуществлены в США. Большая их часть носит утилитарно-прикладной характер и нацелена на повышение политической и экономической рентабельности телевидения. Однако обобщение эмпирических данных неизбежно выводит исследователей на определенные идеологизированные платформы в виде теорий, доктрин, концепций. Основой теоретических концепций западного телевидения стала так называемая доктрина беспристрастности. Суть ее в том, что телевидение в западных странах должно быть объективным и беспристрастно относящимся ко всем политическим течениям, системам и т. п. Нередко при анализе программ западного телевидения создается впечатление, что это своеобразный театр иллюзий, иллюзий интимности и доверительности, объективности и беспристрастности. Главные роли в этом «театре» играют политические комментаторы. Они умело манипулируют фактами, отстаивают выгодные для отдельных политических партий и движений идеи. Процесс концентрации капитала и власти в сфере телевизионной индустрии США и других крупных капиталистических стран происходит и в открытой, и в замаскированной формах. Так, четверть телевизионных станций США принадлежит газетам. Перекрестное владение газетами, радио- и телевизионными станциями привело к появлению конгломератов в области средств массовой информации. Как показывает видный американский исследователь процессов концентрации капитала Б. Багдикян (см.: Багдикян Б. Монополия средств информации /Пер. сангл. М., 1987), подавляющее большинство органов информации в США сосредоточено ныне в руках пятидесяти мощных корпораций, входящих в экономическую элиту США и образующих своего рода «частное министерство информации». Сегодня в США информационная индустрия, в которой важное место отведено телевидению, тесно связана с такими монополиями, которым принадлежит половина производственных мощностей американской промышленности. Обороты их концернов превышают бюджеты некоторых западноевропейских государств. Все это объясняет основные содержательные моменты и профессиональные секреты западного телевидения, его функциональные особенности, задачи. Велико влияние, которое телевидение оказывает на атмосферу политической, всей общественной жизни в Соединенных Штатах Америки. В США насыщенность телевидением такова, что каждая семья может принимать передачи по 20 каналам, более половины населения страны имеет видеомагнитофоны. Естественно, при такой распространенности телевидение становится незаменимым средством идеологической обработки огромных масс населения. Среди западных ученых, чьи теории о социальных функциях телевидения получили заметное распространение, выделяется американский социолог Г. Лассуэл, который выдвинул формулу, известную как «парадигма Лассуэла». Суть ее заключается в получении ответов на пять вопросов (кто сообщает, что именно, кому, по каким каналам, и каким эффектом), которые якобы позволяют с исчерпывающей полнотой определить социальную природу телевидения. Легко заметить, что эта формула не предусматривает ответа на вопрос, с какой целью передается информация. В работах по телевидению зарубежных исследователей четко прослеживается попытка затушевать политическую направленность телепрограмм, растворить функции телевидения в общих рассуждениях о массовой культуре, придать этим функциям характер надклассового подхода, политической индифферентности. Так, американский социолог Д. Белл пишет, что телевидение «берет на себя заботу о воспитании народных вкусов в области искусств, мод, обстановки, моделей промышленных товаров, даже выбора вин и сыров». Широкое распространение получила точка зрения французского социолога Л. Мерлена на характер различий средств массовой информации. Согласно Мерлену, радио сообщает — когда произошло событие, телевидение — как оно произошло, газета — почему оно произошло. Эта схема улавливает некоторые особенности функционирования отдельных каналов массовой информации. Однако в целом схема Мерлена ошибочна, так как ведет к отрицанию способности радио и телевидения объяснять, анализировать события. Несмотря на разную степень обоснованности и распространенности указанных теорий, все они являются апологией таких принципов деятельности телевидения, которые содействуют манипулированию общественным мнением. Среди многих сочинений зарубежных авторов о средствах массовой информации книги М. Мак-Люэна выделяются своей концептуальностью. Он предлагает развернутую теорию — порой противоречивую, иногда ошибочную, но во многом верную, правда, с одной оговоркой. Мак-Люэн пишет только об американском телевидении, которое представляет собой как бы квинтэссенцию пороков всей системы западной пропаганды. И теория Мак-Люэна интересна прежде всего потому, что дает возможность составить представление об американском телевидении как явлении типическом. Оперируя множеством фактов, он выстраивает свою концепцию, по которой современные средства массовых коммуникаций, прежде всего радио и телевидение («галактика Маркони» в терминологии Мак-Люэна), способны сделать человека счастливым в силу того, что они (телевидение в частности) служат средством безмерного умножения мощности сенсорного аппарата человека, являются как бы продолжением глаза, уха, всей его нервной системы. Мак-Люэн утверждает, что телевидение способно освободить человека от проклятия «галактики Гутенберга» — от запечатленного (письменно, печатно) слова. Слово, по Мак-Люэну, привело человека к разобщенности с себе подобными, обособило его от рода, племени, народа, государства. Оперируя зрительным изображением, телевидение обращается к подсознанию человека, воздействует не столько на разум его (как слово), сколько на чувство; потому оно и способствует созданию новой общности людей, благодаря телевидению избавляющихся якобы от «фрагментарного мышления». «Мак-Люэн, — пишет Ю. Каграманов, — деинформатизирует информацию, лишает ее содержания, акцентирует второстепенное — подсознательное воздействие коммуникатора… Лишенные содержания коммуникации оказываются у него по ту сторону «добра и зла», «истинного и ложного» (Каграманов Ю. Возвращенный рай Маршалла Мак-Люэна //Иностр. лит., 1972, № 1). Еще в первой своей книге «Механическая невеста» Мак-Люэн подверг острой критике «бессовестный, но всесильный бизнес». Он нигде и ни разу не отвергает утверждения о классовой «завербованности» современных средств массовой информации. А формула его обращена совсем к другому аспекту. Обратимся к ключевой мысли Мак-Люэна: «Свет — это чистая информация, не отягощенная содержанием». Приведем один простой пример. Вы входите (впервые) в абсолютно темную комнату, не зная ни ее размеров, ни назначения. Включив электрический свет, вы уничтожите неопределенность: вы увидите (и узнаете) размеры комнаты, ее оборудование и т. д. Это «исчезновение неопределенности» — результат освещения комнаты электричеством, хотя свет сам по себе не содержит никаких фактических данных, именно благодаря ему вы устранили неопределенность. И свет, таким образом, выступает как «чистая информация, не отягощенная содержанием», воздействующая на сенсорный аппарат человека. На наш взгляд, Мак-Люэн исходит из ошибочного понимания человеческой сущности. Он считает, что человек — это прежде всего биологический организм (правда, высокоразвитый), чувства которого «бомбардируются» легкими импульсами мозаики телевизионного образа. Но это ошибочное, порочное понимание соотношения между бытием человека и природой. «Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его человеческого бытия», — писал К. Маркс (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 589—590). Не природа основа бытия человека, как утверждает Мак-Люэн, а общество, человеческая сущность — не биологическая, а социальная. В книгах Мак-Люэна. немало точных наблюдений и справедливых замечаний относительно специфики восприятия телевизионных программ, он часто верно говорит об эффекте соучастия, значении симультанности, о «вовлекающей» силе телевизионного образа, характере телевизионной личности. Телевизионная «мозаика», утверждает Мак-Люэн, действует не на разум, а на подсознание, создает новую психологическую среду, которая якобы изменяет природу человека. Зритель настолько увлекается происходящим на экране, что лишается возможности проанализировать, осмыслить информацию. Эффект «вовлеченности» неизбежно ведет за собой навязанное мнение, утверждает Мак-Люэн, достаточно убедительно показывая механизм «вовлечения», т. е. приемы и методы манипулирования общественным мнением. Телевидение на Западе представляет собой мощное средство воздействия на умы, образ жизни и настроения людей не только у себя дома, но и в других странах, особенно в развивающихся, где национальное телевидение еще не сумело как следует сформироваться и окрепнуть. Все это говорит о насущной необходимости тщательного и всестороннего изучения теории и практики средств массовой информации, и в первую очередь телевидения, в развитых капиталистических странах. Еще ждут своих исследователей такие интересные телевизионные державы, как Италия, Япония, Франция, еще не написана история зарубежного телевидения, не рассмотрены детально основные жанры ТВ. В какой-то степени этот пробел восполняет сборник «Телелабиринты» (составитель Н. Голядкин, 1988), посвященный структурным изменениям и тенденциям развития телевидения Запада в 80-е гг. Зарубежные теоретики пытаются доказать, что распространение любой информации и любых идей в мире должно быть целиком отдано на откуп самим средствам массовой информации. А кто владеет индустрией информации на Западе сегодня? Это несколько десятков монополий, контролирующих 80% тиража всех ежедневных газет, около 90% мощностей радиопередатчиков и телецентров. Концентрация средств массовой информации в руках монополии волнует не только прогрессивные круги крупных капиталистических государств, но и общественность развивающихся стран. В отношениях индустриального Запада с «третьим миром» информация выступает как своеобразный товар, подчиняющийся тем же законам обмена, которые царят в мировой экономике. Исследование ЮНЕСКО вскрыло любопытное соотношение: в то время как «третьему миру» с трудом удается претендовать всего на 15—20% международного информационного рынка, более 90% новостей, циркулирующих в газетах, передачах радио и телевидения развивающихся стран, поступают из Лондона, Нью-Йорка, Парижа (см.: Новое время. 1977. № 6. С. 15). С этими целями во многом связана и деятельность главного американского ведомства по внешнеполитической пропаганде ЮСИА — информационного агентства США, в работе которого важное место занимает телевидение. Из ЮСИА, штаб-квартира которого расположена в Вашингтоне, более чем в 120 стран рассылается телевизионная продукция. Именно отсюда выпускает в эфир передачи о пресс-конференциях ведущих деятелей американской политики созданная в 1983 г. глобальная спутниковая система ЮСИА «Уорлднет», телевизионный эквивалент «Голосу Америки». Эти передачи принимаются на параболические антенны посольствами США в 90 странах мира, полностью или частично транслируются зарубежными телестанциями и кабельными службами. В 1985—1988 гг. «Уорлднет» выпускала для европейских зрителей ежедневную 4-часовую программу, в которую помимо пресс-конференций входили новости, уроки английского языка, научно-популярные передачи, призванные создать благоприятный «образ Америки». Интересные метаморфозы происходят с теорией и практикой «свободного потока информации». Порой о свободе не может быть и речи. Например, в 1973 г. в Чили произошли события, которые подтвердили, какую опасность для народов представляет деятельность информационных монополий, проводимая под лозунгом «свободного потока информации». В течение трех лет западные СМИ вели сосредоточенную и целеустремленную войну против правительства Народного единства в Чили. Правительство Народного единства обвиняли в том, что оно выступает против свободы информации, хотя это правительство не запретило ни одной газеты. Его обвиняли в желании развязать гражданскую войну, хотя оно не убило ни одного человека (см.: Журналистика в политической структуре общества. М., 1975. С. 335). Но как только правительство президента Альенде было свергнуто, в стране сразу же были закрыты все оппозиционные газеты, введена пиночетовская цензура на телепередачи. Лозунг «свободного потока информации» был отброшен прочь как уже ненужный. Применительно к странам «третьего мира» лозунг «свободного потока информации», дополняющий доктрины «равного партнерства» и «растущей взаимозависимости», призван закамуфлировать американизацию местной, национальной культуры. За этим лозунгом скрывается не только коммерческий расчет (американские телепередачи в развивающихся странах продаются по бросовым ценам и особых прибылей не приносят), но и пропагандистские цели. Особый интерес для наших исследователей западного телевидения представляет анализ тенденций развития западноевропейского вещания как нашего наиболее близкого партнера. Изменяющийся облик западноевропейского телевидения вызывает интерес к проблемам вещания, обусловленный огромными возможностями СМИ в формировании общественного мнения, в пропаганде культуры. Не случайно президент Франции ф. Миттеран отметил, что необходимо уделить большое внимание европейским аудиовизуальным средствам, поскольку телеизображение станет «нашим общим языком». Хотя интеграция СМИ осуществляется в глобальном масштабе, Западная Европа является приоритетной зоной: ее все шире охватывают спутниковые и кабельные сети, открывающие для зрителя новые возможности выбора передач; здесь имеется огромный спрос на рекламу. Зарубежные специалисты считают: несмотря на то, что кабельное телевидение развито сейчас в значительной степени только в трех европейских странах — Бельгии, Голландии и Швейцарии, в недалеком будущем Западную Европу ожидает эра многоканального ТВ американского образца, предполагающего функционирование местных, национальных и транснациональных коммерческих программ. Сегодня телевидение во всем мире переживает переходный период. Появляются новые спутниковые системы, растет кабельное вещание. Все это заставляет правительства, законодательные органы, определяющие судьбу телевидения и радиовещания, разрабатывать стратегические, долгосрочные планы дальнейшего их развития. Такие перспективные планы крайне необходимы, так как в большой системе, каковым является телевидение, любая вольно или невольно совершенная ошибка будет иметь последствия и через 10—20, а то и через 50 лет. Главенствующая сегодня тенденция в Западной Европе — появление новых коммерческих телевизионных организаций, нарушение монополии общественного телевидения. К сожалению, рост числа телеорганизаций не означает, что появляются большие возможности выбора программ. Анализ показывает, что новые коммерческие каналы, удовлетворяя запросы рекламодателей и позволяя зарабатывать средства, увеличивают только число развлекательных программ. Но это не соответствует идеалам общественного телевидения, которое должно прежде всего информировать и просвещать население, а развлечение, заполнение свободного времени людей является все же не главной его заботой, хотя оно и немыслимо без развлекательных программ. Появление новых спутниковых и кабельных каналов привело к дифференциации телевизионной аудитории. Это происходит и в таких странах, как ФРГ, Франция, Великобритания, где в свое время монопольно господствовало общественное телевидение и где еще не так давно даже не предполагалось возникновения коммерческих организаций. Президент Ж. Помпиду говорил, что во Франции никогда не будет коммерческого телевидения. В ФРГ Г. Шмидт заявлял, что коммерческое телевидение более опасно для культуры нации, чем атомное оружие. Сегодня коммерческое телевидение существует как в Западной Европе, так и во Франции. Мировой опыт показывает, что телевизионные организации (даже очень богатые, например японская телевизионная компания Эн-эйч-кей), которые используют для покрытия своих расходов средства, получаемые как от абонентной платы, так и рекламы, активно занимаются дополнительной деятельностью для финансового обеспечения своей основной работы. Они выпускают книги, кассеты, пластинки, учебные курсы для поддержки тех уроков языка, которые показываются по телевидению. А в будущем многие планируют иметь свои гостиницы и предприятия, чтобы обеспечить достаточными финансами свою основную деятельность. Дифференциация аудитории происходит и будет происходить. Все больше телеорганизаций будет зависеть от рекламодателей. До недавнего времени коммерческие телевизионные компании, живущие исключительно за счет рекламы, были в основном в США. Стоимость одной минуты рекламы доходит в иное время до 800 тыс. долл. В США в свое время разрешалось включать в передачу в течение одного часа не более 10—12 минут рекламы. Сейчас ограничения сняты, так как считается, что они посягают на свободу телевизионных организаций. В Западной Европе телевизионные и радиоорганизации функционировали в основном за счет абонентной платы, поступления от рекламы составляли, как правило, незначительную часть доходов. Однако в последнее время в бюджетах этих организаций доля от рекламы увеличивается и появляется все больше чисто коммерческих компаний. Из 17 западноевропейских стран в трех бюджет вещательных компаний полностью обеспечивается рекламой, в. 10 — поступления от рекламы составляют от 20 до 40% бюджета. Пока проникновению рекламы в телевизионный эфир наиболее успешно сопротивляются телеорганизации Дании, Голландии, Норвегии, Швеции. К 1990 г. более половины телевизионных каналов в Западной Европе в значительной степени стали зависеть от рекламных доходов. Появившиеся спутниковые и кабельные системы позволили увеличить количество телевизионных каналов. Однако оказалось, что духовный, интеллектуальный потенциал телевизионных организаций Западной Европы пока недостаточен, чтобы заполнить новое время в эфире. Будущее телевидения будет определяться социальным заказом общества, его культурным потенциалом, развитием экономики, техники и технологии страны. В общей форме можно сформулировать следующие тенденции развития мирового телевидения в обозримом будущем. 1. Произойдет формирование мировой глобальной системы телевидения, не признающего государственных, географических и иных границ между странами и народами. Процесс интернационализации вещания может сопровождаться всплеском интереса к национальным по форме и содержанию программам. 2. Интенсифицируется процесс концентрации капиталов в области СМИ, будут (и уже начали) создаваться монополистические группы, претендующие на завоевание аудитории общеевропейского и даже мирового масштаба. Характерно, что возникающие коммуникационные объединения сразу же приобретают транснациональный характер. Так, ФРГ, Австрия, Швейцария образовали совместную спутниковую программу немецкоязычных стран. Стратегическая перспектива для Западной Европы — развитие новой коммуникационной технологии и, как результат, создание мощного западноевропейского информационного рынка. 3. Наряду с государственными сетями телевидения возникает система частного, коммерческого телевидения, основанного большей частью на кабельном телевидении. Анализируя перспективы дальнейшего развития частного ТВ в Западной Европе, ученые приходят к выводу, что вряд ли хоть один новый частный европейский канал выживет без американских передач. Приобретение дешевой американской продукции позволит новым каналам стартовать, создать аудиторию, а затем, при наличии средств, заказывать для себя новые передачи. Примеры сбалансированного программирования в Италии, Франции, Англии показывают, что создание «золотой середины» и предоставление зрителю более широкого по сравнению с частным телевидением выбора высококачественных программ является перспективной формой существования государственного и частного ТВ. 4. Специалисты по изучению аудитории давно говорят о том, что аудитория маленького экрана все более распадается на отдельные категории и становится невозможным удовлетворить одной программой всех телезрителей в одно и то же время. Исследования подтверждают распыление поведения и интересов аудитории. Поэтому становится очевидной необходимость дифференцированного, альтернативного программирования, как на общих каналах, так и тематических сетях. 5. Развитие спутникового и особенно кабельного телевидения, безусловно, открывает новые перспективы расширения выбора передач. Это наглядно показывает американское телевидение, в котором функционируют многие тематические кабельные службы, ведущие передачи для отдельных категорий зрителей — детей, любителей спорта, медицинских работников, женщин, любителей кино и т. п. 6. Наконец, будущее телевидения исследователи связывают с крупномасштабным развитием регионального телевидения, в том числе национальных программ, местных, окружных, а также кабельных телесетей. Именно региональное телевидение может наиболее полно удовлетворить конкретные жизненные интересы человека, связанные с реальной средой его обитания и образом жизни.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.046 сек.) |