НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1664


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

Прямые и обратные связи телевидения могут стать активными, постоянно действующими факторами повышения эффективности вещания лишь при условии создания механизмов взаимодействия телевидения и аудитории.

В системе массовой информации, в отличие от межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщений — информатор представляет собойнекоторую организованную группу, действующую в рамках и интересах системы более высокого уровня. Получателем информации выступает разделенная пространством или временем (или одновременно тем и другим) массовая аудитория. Связь источника информации и аудитории здесь опосредована, так как информатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте.

Мощная, постоянно обновляющаяся телевизионная техника, вбирающая в себя многие передовые научно-технические идеи, пришла на службу журналистике.

Телевидение — звено, опосредующее связь информатора и аудитории, выступающее в виде регулярно функционирующей системы.

Но прежде всего — о терминах, понятиях самих связей.

На наш взгляд, прямая связь телевидения есть система передач с очным и заочным участием аудитории, телезрителей — в форме диалога их с телевидением.

Обратная связь телевидения — это постоянно обновляющаяся система информации от аудитории к источнику сообщений, содержащая сведения о реакции зрителей на телепрограммы.

Таким образом, системы прямых и обратных связей образуют механизм взаимного влияния телевидения и аудитории, упрочение связей между собой для достижения высшей цели — слияния интересов телевидения и народа.

Развитие прямых связей телевидения. В прямом диалоге, где на равных участвуют телевидение и аудитория, наибольший простор получают свобода слова, демократизм и плюрализм мнений. Развивать дальше прямые связи — значит увеличивать число передач с участием зрителей, когда аудитория становится не только получателем информации, но и действенным ее контингентом. В этом — новый взгляд на роль аудитории в условиях демократизации. Это викторины, шоу-игры, соревнования, передачи типа «Это вы можете», «КВН», «Играй гармонь» и т. п. Сюда можно отнести передачи типа «Встречи в Концертной студии Останкино», «Резонанс», когда зрители становятся участниками передачи.

Эффективность этих передач подтверждена рождением в вузах, школах, клубах аналогичных форм массовой работы. В последние годы таких передач стало меньше, что противоречит общественным тенденциям современного развития.

В систему обратных связей телевидения могут входить такие формы работы, как создание ежемесячных передач типа «Встречи с прессой», в которых следует информировать зрителей о подходах и принципах вещания, о наших проблемах и трудностях. Мощным источником знаний запросов аудитории становится анализ и использование писем телезрителей, вопросов, задаваемых лекторам, депутатам, учителям в разных регионах. Редакции телевидения могут систематически получать информацию от лекторских групп общества «Знание», пресс-центра Верховного Совета, от избирательных комиссий. Вопросы, возникающие одновременно в разных концах страны, наверняка заслуживают того, чтобы стать предметом телепередач.

Перспективна и организация передач, где творческие работники телевидения, его руководство встречаются с газетчиками, которые предварительно собирают предложения и вопросы читателей для телевидения. В ходе этих встреч происходит соревнование и отбор идей и предложений журналистов на основе публикаций в печати. Предложения газетчиков могут стать основой будущих передач.

Особый пласт работы — встречи на I и II каналах телевидения с журналистами бывших союзных республик. Хорошим ориентиром для тележурналистики может стать систематический анализ публикаций в печати о работе телевидения; подготовка обзоров этих материалов на общих летучках, а также для отдельных студий.

Для создания постоянной основы работы с аудиторией полезно разработать примерный план мероприятий редакции, рассчитанный на год. В этом плане можно предусмотреть:

а) формирование в каждой студии, объединении художественного совета, в состав которого входят приглашенные специалисты, опытные творческие работники из смежных телеорганизаций, газет, журналов и т. п. Эта часть худсовета может меняться ежегодно. За рецензии на редакционных летучках, за устные и письменные обзоры передачи и писем, за активное участие в заседании худсовета штатным и нештатным членам совета может выплачиваться ежемесячное материальное вознаграждение;

б) проведение не реже одного раза в квартал творческих отчетов редакций перед трудовыми коллективами;

в) коллективные просмотры записанных, но не прошедших еще в эфир передач в тех организациях, где проводились съемки;

г) совместные обсуждения телередакциями и другими творческими организациями вопросов, представляющих взаимный интерес;

д) работу тележурналистов в командировках по активизации связей с аудиторией;

е) систематически заслушивать на заседаниях редсоветов отчеты творческих сотрудников о работе с аудиторией;

ж) ежемесячный анализ почты редакций на летучках и редсоветах;

з) ежегодный конкурс в редакциях на лучшую работу с письмами.

Замечания и предложения зрителей были положены в основу при замене устаревших рубрик и создании новых. Именно по предложению зрителей были созданы передачи с ответами на вопросы по актуальным проблемам, многие передачи для детей. Так, только в 1987 г. заменено 40% рубрик I программы ЦТ, которые безнадежно устарели. Позже обновление рубрик продолжалось.

Письма рассматриваются тележурналистами прежде всего с точки зрения их использования для подготовки передач и возможной публикации. Публикация писем является осуществлением конституционного права свободы печати и, следовательно, права граждан на участие в политической жизни общества.

У печати, радио, телевидения формами обратных связей являются письма, телефонные звонки, конференции читателей, слушателей, зрителей. Расширяются поиски новых форм привлечения зрителей к созданию передач. Особая роль принадлежит письмам с критическим анализом состояния дел в той или иной сфере производства и обслуживания населения. Такие письма широко используются в передачах «Политические диалоги», «Взгляд», «Добрый вечер, Москва!» и др.

Использование почты ведет не только к созданию новых передач, построенных в форме ответов на вопросы зрителей, и к изменению характера уже существующих. Передача, в основе которой лежат предложения и вопросы зрителей, как правило, получается более живой, полнокровной, в ней меньше общих фраз, малодоказательных умозаключений.

Конечно, не каждое письмо может быть использовано в передаче, но все замечания и пожелания зрителей работники телевидения стремятся учесть.

Социологические опросы и письма телезрителей, результаты творческих отчетов работников телевидения перед трудовыми коллективами оказывают мощное влияние не только на содержание телепрограмм, но и на стиль, жанры, стороны вещания, в том числе и на эффективные, по мнению аудитории, формы работы телевидения со зрителем.

Проведенный в 1989 г. социологический опрос аудитории I канала телевидения показал глубокую заинтересованность зрителей в дальнейшем совершенствовании вещания.

Так, с точки зрения опрошенных, наиболее удачными формами общественно-политических передач являются: репортаж с места события (на это указали 67% опрошенных), беседы за «круглым столом» (42%), передачи с участием зрителей в студии (35%), интервью (32%), ответы на вопросы телезрителей по телефону (25%).

Предлагается также чаще приглашать к дискуссии иностранных специалистов, активнее использовать беседы в трудовых коллективах, зрительские конференции, анализировать состояние общественного мнения, результаты социологических исследований, почту телезрителей.

Среди различных форм приглашения телезрителей к участию в обсуждении того или иного вопроса наиболее эффективными, по мнению написавших письма, являются такие, как приглашение присутствовать при обсуждении вопроса; возможность задать вопросы, получить разъяснение, высказаться по обсуждаемому вопросу; дать информацию, как обстоят дела с этой проблемой на местах; приглашение заранее просмотреть определенные передачи, посвященные конкретной проблеме, и высказать свое мнение.

Из разного рода источников документальной информации, которую используют в своих передачах политические обозреватели и комментаторы по вопросам внутренней жизни, наиболее убедительными являются, с точки зрения телевидения, следующие:

результаты исследований общественного мнения 63% (от числа опрошенных)
материалы зарубежной прессы, радио и телевидения 44%
письма телезрителей 40%

 

 

Как видно из приведенных выше данных, наиболее важными документальными источниками называются результаты исследований общественного мнения и письма телезрителей.

Среди направлений работы с корреспонденцией телезрителей выделяются: использование писем в критических выступлениях в адрес конкретных лиц и организаций (45%), атакже для обоснования выбора темы, проблемы (44%); для ускорения решения проблемы ответственными лицами и организациями (41%) и др. Среди форм работы с письмами предпочтение отдается таким, как встреча с автором письма (на это указали 50% опрошенных), чтение писем в эфире (37%), комментирование писем (34%) и др.

По мнению опрошенных, письма читателей, радиослушателей, телезрителей, все чаще используемые в последнее время средствами массовой информации, представляют «интереснейший материал», и им должно быть уделено большее внимание в передачах по актуальным проблемам.

Отвечая на письма в передачах, тележурналисты стараются избегать стандартных, «дежурных» приемов, официальных оборотов речи. Для лучших телепрограмм характерны дружелюбие, непосредственная манера подачи материалов, товарищеский разговор на равных, порой мягкий юмор.

Приведен пример обратной связи с телезрителями. По письмам школьников г. Липецка тележурналисты включились в поиск автора песни «Вперед», прозвучавшей в рубрике I канала телевидения «Товарищ песня». Раньше эту песню считали народной. Передача рассказала о том, что в результате поисков было документально подтверждено авторство А. Вермишева, героя гражданской войны. Зрители по достоинству оценили проделанную работу (получено 1161 письмо), отметив, что «сделано благородное дело — песне возвращено имя автора».

Заинтересованные в успешной работе телевидения зрители в письмах ставят вопросы и вносят предложения по поводу составления телепрограмм. Многие зрители просили начинать I программу телевидения раньше, а заканчивать позже. Эти пожелания были учтены: введена новая ежедневная утренняя информационно-музыкальная передача «Утро», нередко вечерние передачи кончаются далеко за полночь.

Немало писем было с просьбой показывать художественные фильмы, спектакли в более удобное время. При составлении программ на выходные дни эти пожелания телезрителей были учтены.

В утренние часы были включены повторы ряда вечерних передач. Передачи I программы стали повторяться по II программе. Выделено постоянное время для детских передач. Часть образовательных передач перенесена на I программу, большинство телезрителей просили в своих письмах цикл передач «В мире животных», «Клуб путешественников» давать в выходные дни. Их просьба удовлетворена. Учтены просьбы зрителей восточных районов страны. В соответствии с пожеланиями телезрителей спортивные соревнования стали чаще идти в прямой трансляции.

Что касается количества спортивных передач в общем объеме передач I программы телевидения, то мнения корреспондентов разделились. И тогда состоялся уникальный эксперимент в телевизионной журналистике: спортивный комментатор Н. Озеров, выступая в программе «Время», прямо обратился к зрителям с просьбой поделиться своими мыслями о том, как должны быть представлены летние Олимпийские игры и спорт вообще в телевизионном вещании. Такое непосредственное обращение к зрителям с экрана дало возможность многим телезрителям высказаться по поводу «числа спортивных передач на телеэкране». Было получено более 5000 писем. Из них авторы только 35 писем сетуют на загруженность передач спортом. Остальные просят «чаще показывать спорт».

По настоянию зрителей получили развитие передачи с их участием: «Тема», «Поле чудес», «Пресс-клуб». Популярными стали телеконкурсы. Телеконкурс — это художественно-публицистическая, сложнокомпозиционная и многожанровая передача с участием зрителей и ведущего, основанная на импровизации и игровых элементах, с использованием кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров (иногда с домашними заданиями зрителям). Основой создания телеконкурса являются литературный сценарий (сценарный план) и режиссерская разработка передачи в целом и отдельных ее компонентов.

Несколько лет назад буквально «под натиском» писем телезрителей журналисты Белорусского телевидения начали новую передачу «Акценты» — своеобразный университет этикета. В ней основное внимание уделяется вопросам внутренней культуры, без которой невозможна культура внешняя. Готовился цикл с участием деятелей науки, литературы и искусства республики, журналистов, преподавателей философии, этики и эстетики высших учебных заведений, сотрудников Института философии и права и Института педагогики АН Беларуси.

«Акценты» строятся разнообразно, в зависимости от темы: используются игровые сценки, отрывки из спектаклей и кинофильмов, рассказы о конкретных конфликтных ситуациях с последующим их обсуждением. В каждом из выпусков обязательно есть страница «Урок этикета». Это своеобразное домашнее задание по этикету — вопросы, иллюстрированные рисунками, мультфильмами, игрой актеров.

На Воронежском телевидении родилась программа «Общественная приемная». В ней телезрители встречались с руководителями отделов и управлений облисполкома, а также подведомственных ему организаций и учреждений. Эта форма позволяла оперативно знакомить людей с положением дел в той или иной области хозяйственного и культурного строительства.

Передача обычно начиналась коротким сообщением руководителя ведомства. Затем присутствующие в студии отвечали на вопросы телезрителей, поступившие по почте и заданные в ходе передачи по телефону.

Во время выступления в «Общественной приемной» представителей управления местной промышленности (речь шла об улучшении использования резервов для увеличения производства товаров массового спроса, расширения их ассортимента, повышения качества) в студии была устроена выставка изделий местной промышленности. Телезрители высказали свое мнение о них, указали на товары, которые следует снять с производства, отметили лучшие образцы.

«Общественная приемная» завоевала признание телезрителей. Свидетельство того — обширная почта в адрес редакции, многочисленные телефонные звонки. Однако этим связь телевидения со зрителями не ограничивается. Каждую неделю по средам с 15 до 20 часов в областной телекомпании работники отделов облисполкома и редакторы этой программы вели прием посетителей, отвечали на их вопросы, выслушивали предложения и замечания.

По данным социологических исследований, около 10% взрослого населения России в той или иной форме оказывает воздействие на работу редакций газет, радио и телевидения, участвует в рейдах, высказывает пожелания, замечания, предлагает новые рубрики, темы и т. д. Около 6% населения (более 12 млн. человек) непосредственно выступает в качестве авторов материалов для средств массовой информации, в том числе и для телевидения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.048 сек.)