ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1562


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

Если учебное телевидение — это система передач, ставшая частью учебных программ школы, ПТУ или вуза, отражающая содержание и последовательность изложения этих передач, то образовательное телевидение есть просветительство, распространение знаний среди тех, у кого учебное заведение позади, но появилась потребность обновления и углубления знаний, расширения кругозора, тяга к культуре.

Образовательное телевидение строит свои передачи в определенной системе — от основ знаний к их вершине.

Здесь получает полное развитие природа телевидения как искусства, его две функции — продуктивная, т. е. способность самому создавать телеспектакли, телефильмы, телеконцерты и т. п., и репродуктивная, т. е. способность воспроизводить произведения смежных искусств, а также своих собственных из золотого фонда телевидения Центрального, республиканского, местного и зарубежного.

Вся череда образовательных передач — это чистый, благородный, не «загазованный» текущими проблемами глоток воздуха для зрителя. Никакой «порнухи», «чернухи», худших проявлений массовой культуры.

Сверхзадача — увлечь зрителя созданием телевизионной энциклопедии современного и классического, особенно мирового, искусства и культуры, раскрыть их взаимосвязь и взаимовлияние.

Особенности канала в следующем: передачи телевидения не вместо школы, вуза, системы переподготовки кадров, а им в помощь.

Своей последовательностью, системой, логикой, структурой сетка вещания во многом опирается на государственные программы и общественные нужды, отражает приоритетные задачи в области просвещения, новые знания, достижения науки.

Здесь аудитория меняется каждый год: школьник, становясь студентом, смотрит другие передачи, специалист — третьи и т. п. Отсюда — новые возможности для повторения передач, ранее прошедших в эфир: для новой аудитории они станут премьерами.

Образовательный канал не периодика, но хрестоматия науки, искусства, культуры. В этом общем русле одно из направлений — участие телевидения в последипломном образовании, в совершенствовании и обновлении знаний специалистов, среди которых избираем наиболее многочисленные их отряды: учителей, врачей, организаторов производства.

Самые авторитетные, знающие специалисты — участники передач. В определенное время и в строгой тематической последовательности проводятся передачи, например, для учителей. Им можно рассылать пособия, по итогам телеобучения — зачеты один-два раза в год в близлежащем областном пединституте. При финансовом и ином участии телевидение решает огромную проблему в масштабах страны — совершенствование педагогического мастерства учителей, а может быть, и родителей.

Такую же работу можно организовать с врачами, экономистами, юристами, привлекая к ней соответствующие государственные ведомства. Все эти организации имеют средства для повышения квалификации, а порой и переподготовки кадров.

Наконец, можно осуществить еще одно направление вещания — компьютерный всеобуч с помощью телевидения и с участием АН. При общей компьютерной безграмотности (рабочих, школьников, студентов и пр.) невозможен прогресс современного общества.

Опыт ночных передач, например, для врачей о новых лекарствах и приемах лечения, имеется в Англии, на Би-би-си, когда местные студии записывают эти передачи на кассеты, а ими в удобное для себя время пользуются врачи. Так же можно организовать и сугубо технические передачи для специалистов связи России.

Реализация изложенного решает следующие задачи на образовательном телеканале:

1. Развитие и обогащение духовного мира и культурного кругозора, нравственного воспитания телезрителей разных поколений и разных наций на основе лучших достижений науки, искусства, культуры в нашей стране и во всем мире.

2. Распространение утилитарных знаний, прикладных наук для семьи, родителей, воспитателей, молодежи — от правил поведения за столом, общения между сверстниками до умения заняться домашними делами.

3. Участие в государственных программах переквалификации кадров промышленности, сферы обслуживания, специалистов в приоритетных областях народного хозяйства, переходящего на регулируемую рыночную экономику.

Создатели образовательных передач руководствуются следующими соображениями.

Во-первых, передача должна быть актуальной, опираться на современные данные и научные знания, включать самых авторитетных специалистов в конкретной области.

Во-вторых, передача должна строиться по законам создания произведения искусства, она должна иметь свою драматургию, композицию, пропорции, т. е. быть художественным произведением.

В-третьих, передача, являясь частью системы знаний, должна нести в себе черты последовательности и преемственности информации, элементы предыдущей и последующей передач.

Выстраиваясь в единый тематический ряд, циклы передач по литературе, искусству могут служить делу образования не одного поколения молодежи.

В семидесятые годы на Центральном телевидении была создана учебная редакция со своим особым телеканалом. По телевидению можно было увидеть беседу с академиком Д. С. Лихачевым, В. Лакшиным, А. Аникстом, Ю. Лотманом, С. Гейченко, С. Бонди и др. Здесь можно было встретиться с великолепным рассказчиком Ираклием Андрониковым. Именно на телевизионном канале, принадлежавшем учебной программе, звучало живое слово о литературе, жизни. Выступали известные писатели: Г. Бакланов, Б. Васильев, Б. Полевой, В. Астафьев, Ч. Айтматов (см.: Абалкин Л. Эпитафия жанру? //Лит. газ. 1988. 19 авг). В непривычном для себя амплуа авторов, рассказчиков и даже драматургов выступали актеры И. Смоктуновский, И. Ильинский, М. Жаров, Ф. Раневская, Р. Плятт, А. Калягин, М. Козаков, А. Адоскин, режиссеры М. Захаров, Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос.

Можно вспомнить цикл передач о музыке, где автором и ведущим был пианист М. Кончаловский: «Иоганн Себастьян Бах», «Фредерик Шопен», «Людвиг Ван Бетховен», «Модест Мусоргский» — солидная энциклопедия музыкальных знаний.

Передачи учебной программы были в то время настоящей отдушиной в вакууме, создавшемся на телевидении в области культуры; по праву они могли называться не только учебными, но и просветительскими.

Еще одна образовательная передача — программа «Детский час». Она адресована дошкольникам и младшим школьникам с целью заложить основные элементарные навыки к усвоению иностранного языка по выбору — английского, немецкого или французского. Передачи эти еженедельные, хронометраж 20 минут, выходят по 1-й и общеобразовательной программам.

О передачах учебной программы писались рецензии (как о серьезных художественных фильмах). Критики спорили между собой. Собственно, если и существует какой-то особый телевизионный жанр передач на темы литературы и искусства, то все лучшее в нем определилось, развилось, сконцентрировалось именно здесь — в бывшей учебной программе ЦТ.

В те годы газета «Правда» поместила рецензию о цикле «Драматургия и театр», в которой были такие строки: «Если передачи, подготовленные для образовательных целей, сами становятся фактом художественной жизни, это говорит о многом… По-разному входит театр в жизнь человека А встреча с театром начинается с телевидения». Передачи цикла «Театр Пушкина», «Искусство режиссера», «Театр М.Е. Салтыкова-Щедрина» были, пожалуй, одними из самых запоминающихся. «Просветительская значимость этого цикла так велика, что он должен стать достоянием самой большой аудитории, которую только может собрать телевидение», — отмечалось в газете «Гудок». Без передачи «Театр В. Маяковского» с телевизионной реконструкцией первой постановки трагедии «Владимир Маяковский» теперь не может обойтись ни один серьезный исследователь творчества замечательного поэта.

Учебная программа взяла на себя нелегкий труд осуществления идеи музыкального воспитания детей по системе Д. Б. Кабалевского. Да и не только детей. Приходили письма от взрослых самых разных профессий, где говорилось, что эти передачи открыли для них мир музыки, что впервые в жизни они стали понимать серьезное, классическое музыкальное искусство.

Более десяти лет создавалась система учебных передач — золотой фонд существующей образовательной программы.

Самобытное, оригинальное участие телевидения в воспитании и обучении начинается тогда, когда оно создает собственные передачи по законам эстетики.

Сегодня перед тележурналистами открывается перспектива участия в разработке и осуществлении программы всеобщего эстетического образования.

Телевидение создает циклы передач по искусству, которые могут составить в дальнейшем курс эстетического образования. Появились на телеэкранах рассказы об истории мирового изобразительного искусства. С интересом встречены передачи, посвященные театру, музыке, кино. Телевидение занимается проблемой тиражирования уникального творчества учительского опыта — создан фонд передач об уроках музыки композитора Д. Кабалевского и об уроках изобразительного искусства художника Б. Неменского. Широкий общественный резонанс вызвали встречи с учителями-новаторами в Концертной студии Останкино.

Телевизионные передачи по литературе для школьников способны во много раз усилить эмоциональное восприятие литературного произведения, обратить внимание на те его стороны, которые наиболее важны для подростка, для воспитания моральных и нравственных начал.

Некоторые авторы, называя телевидение средством массовой информации, отказывают ему в признании как вида искусства. При этом противопоставляют его свойства, как средства информации, способности создавать оригинальные произведения искусства (см.: Советская культура. 1988. 5 марта). Другие считают, что телевидение уже давно «переросло функции и рамки средства массовой информации и стало сферой культуры». На самом же деле телевидение не перерастает, не изменяет свою двойственную природу, а развивает оба свойства — и как средства информации, и как вида искусства. Уникальность телевидения в том и состоит, что оно одинаково последовательно развивает оба эти качества. Сочетание, соединение, взаимодействие и противоречивость этих качеств и есть внутренний источник развития телевидения, диалектика его существования и служения обществу, выражающаяся в единстве целей и разнообразии способов их реализации.

Телевидение в целом стало своеобразным оригинальным видом искусства, причем самым массовым, синтетическим видом, вобравшим в себя достижения смежных искусств и на их основе развивающим свои особые закономерности, новые тенденции.

Сегодня для всех становится очевидным, что достижения современной научно-технической революции дадут человеку в сфере производства духовных ценностей новые, потенциально безграничные возможности распространения знаний и культуры — от развития кабельного телевидения, непосредственного телевещания из космоса до домашнего, удобного «самовидеообслуживания», внедрения в наш быт видеоискусства; от крохотных, встроенных в часы телеэкранов до гигантских уличных телеэкранов, собирающих тысячные толпы людей

Бурное развитие техники средств связи по-новому ставит вопросы, связанные как с производством, так и с распространением и социальным функционированием культурной информации. В общественном сознании постепенно происходит переоценка, связанная с изменением иерархии искусств. В системе видов искусств первое место по потребности и количественным параметрам аудитории устойчиво занимает телевидение. Сегодня одна из важнейших задач — связать программы культурного развития и совершенствования СМИ в единую комплексную систему (см.: Борев В. Б., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М, 1986).

Средства информации, активно и интенсивно воздействующие на современного человека, не только заполняют его досуг, не только информируют, воспитывают, обучают, развлекают его — они достаточно сильно изменяют и весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры. Это мощный канал пропагандистского воздействия. При этом СМИ стремятся делать это на основе художественного воплощения.

Каковы тенденции эволюции художественного телевещания сегодня? Прежде всего, они просматриваются в повышении зрительской избирательности и межпрограммной конкурентности, увеличении активности зрителей. Приспособление к телеприемнику различных приставок — игровых, управленческих и других — существенно скажется на отношении к телеэкрану. Возможность вторгаться в экранное изображение, влиять иногда на ход событий исключит пассивность телезрителя. Экран станет не самостоятельной передающей и воспроизводящей коммуникативной сущностью, а вспомогательным элементом, конечной формой проявления зрительской воли. Зрительская воля будет более активно определять, какой канал и программу смотреть. Увеличение степени концентрации технических средств приведет к возникновению изозвукосинтезаторов. Аудиовизуальная техника будет использоваться все более вариативно. При этом, видимо, сохранится относительное отставание художественного освоения от поступательного развития техники передачи изображения и звука.

Во многих европейских странах образовательные программы начинались с радиопередач для школы, порой на региональном и местном уровне. За школьным радиовещанием (нередко на десятилетие позже) приходило школьное телевидение. За школьными программами последовали образовательные программы для взрослых — как помощь тем, кто считает необходимым учиться всю жизнь, кто стремится обновить свои знания, повысить уровень образования и образованности. Такое развитие привело к появлению учебных программ, реализуемых усилиями нескольких средств информации, заочных курсов и открытых учебных систем. Образцом для многих европейских радиоорганизаций стал «Открытый университет Би-би-си».

В силу этих моментов в центре внимания стоит теперь не только школьник, но и взрослый или, по меньшей мере, подросток, который занимается самостоятельно дома или в составе той или иной группы в зависимости от его интересов. Это отвечает рекомендациям специалистов по образованию, согласно которым человек учится на протяжении всей жизни. С учетом этого должно строиться образование. Этот принцип, вне всякого сомнения, станет одним из основных во всех организационных формах образования в будущем.

Интереснейший, во многом поучительный опыт накоплен образовательным III каналом телекомпании Эн-эйч-кей в Японии (см.: Известия. 1989. 29 сент.).

Разумно построенная система образовательных передач охватывает не только обреченных на телеуроки школьников, но всех, кто уже перевалил за трехлетний возраст… Тщательно подобраны программы по интересам. Все это вместе именуется особым термином «пожизненное обучение». Обучением этим и определяется главная задача образовательного ТВ.

Образовательный канал Эн-эйч-кей выходит в эфир уже тридцать лет. Много эфирного времени он уделяет самым маленьким — еженедельно два десятка замечательных программ.

Основная черта третьего канала — строгая системность. Так, скажем, программы для дошкольников не обрываются сами собой и не стоят особняком — тематически они логично переходят к передачам, рассчитанным на более взрослую аудиторию. Нагрузки, и прежде всего информационные, конечно же растут, но круг тем, очерченных телевидением еще для дошкольников, сохраняется — мораль, этика, социальные науки, естествознание, математика.

И ко всему этому маленький человек уже готов. Не случайно, наверное, 95 процентов японских школьников составляют постоянную аудиторию третьего канала. Это не «потолок», а устоявшийся за десятилетия «нормативный показатель», свидетельствующий о пользе и авторитете образовательного телевидения в Японии.

Особых трудностей образовательная программа Эн-эйч-кей не испытывает. Быть может, в первую очередь потому, что у третьего канала давно отработана и функционирует безотказно система обратной связи со зрителями. Причем это касается и детского и взрослого эфира. Основная форма этой связи — сформированные на местах при региональных отделениях телекорпорации специальные советы на общественных началах, которые несут на своих плечах и бремя изучения потребностей телерынка, и груз по составлению ежегодных рекомендаций, предназначенных для конкретных программ, выполняют ответственную функцию анализа и оценки уже сверстанных передач и планов по внедрению теленовинок. Раз в год представители этих местных комиссий съезжаются на общее собрание в Токио, на котором выносится «зрительский приговор» работе корпорации, проделанной за истекший период. Помимо этого постоянно действуют группы специалистов-консультантов, приходят на помощь ученые, скрупулезно собираются отзывы на те или иные передачи.

Особую роль играет и так называемое предварительное рецензирование. Речь, естественно, идет не о цензуре, а о том, что третий канал, помимо чисто телевизионных функций, занимается еще и колоссальной издательской деятельностью, выпуская, в частности, по всем ведущим учебным программам и познавательным передачам свои учебники. Эта продукция печатается за полгода до выхода в эфир новой программы и рассылается основным потребителям — в учебные заведения, родительские советы, специалистам по педагогике и т. д. Претензии, если они возникают, всплывают сразу же. А это дает время для необходимой корректировки, переделки либо коренного пересмотра «телезаготовок».

В Соединенных Штатах телевидение для дошкольников и детей школьного возраста можно разделить на две категории. В первой категории — все детские программы, мультфильмы, а также программы образовательного характера, которые регулярно передаются по телевидению и доступны всем. В другой категории — программы, созданные специально для показа в школах во время учебного года. Иногда эти специальные образовательные программы показываются и по другим каналам телевидения. Сегодня мы расскажем об одной такой образовательной телевизионной программе, цель которой — научить детей мыслить. Это учебная программа под названием «Думай над этим». Она учит пяти-, шестиклассников думать, т. е. рассуждать логически, высказывать свое мнение, ясно формулировать свои мысли и использовать знания математики и естественных наук для решения проблем.

В программе «Думай над этим» 60 пятнадцатиминутных цветных передач, появившихся после трехлетних исследований.

Сейчас в 46 штатах и нескольких канадских провинциях в школах уже третий год пользуются этой программой.

Серия передач состоит из коротких ярких зарисовок, в которых затрагиваются жизненные проблемы детей 10—13 лет: подготовка к велосипедным гонкам, составление школьного доклада, поездка на байдарках. Например, в одной передаче — юная конькобежка готовится к соревнованию. Она изучает соответствующую литературу в библиотеке, беседует с другими конькобежцами и, сопоставив все данные, составляет новый план тренировок. Зрители наблюдают, как она рассуждает, готовясь к соревнованию, а потом анализируют процесс ее мышления. В другом отрывке школьник находит заблудившуюся собаку и пытается отыскать ее дом. Он собирает информацию, чтобы найти хозяина этой собаки, и благополучно ее возвращает.

Программа «Думай над этим» — разумный и актуальный метод. Детям она нравится, поскольку они понимают, что в их сознании происходит какой-то процесс, формируется конкретная система мышления. Они начинают задумываться над этим процессом и понимают, что у них есть выбор. Эта программа помогает им сделать вывод: об одном предмете можно думать по-разному. Она способствует развитию творческого мышления.

В серии программ есть 13 связанных между собой передач, отражающих различные аспекты мышления, как, например: нахождение альтернатив, приблизительная оценка ситуации, узнавание стереотипов, классификация, критический подход к информации и ясная формулировка мыслей.После передачи большинство учителей проводят небольшие обсуждения и часто задают письменные задания.

Создание этой серии передач — это в какой-то мере результат реакции учителей на то, что из-за особого внимания к накоплению основных знаний аналитическое и логическое мышление учащихся уходит из поля зрения. Кроме того, исследования показали, что самое трудное — научить логически мыслить и что к систематическому обучению логическому мышлению сами преподаватели меньше всего подготовлены.

Программа «Думай над этим» только первая ступень из четырех названных отделом учебных программ «Навыки, необходимые для процесса обучения». Вторая ступень включает три новые серии, рассчитанные на дальнейшее развитие логического мышления в разных классах и на разных уровнях.

Учебные телепрограммы во многих школах США встречаются с трудностями. Нет нужного оборудования, преподаватель лишен возможности видеть передачу из-за учебного расписания, школьники перегружены, не предусмотрен инструктаж преподавателей без отрыва от производства, есть опасения, что телепередачи отнимают время от более важных занятий.

Но такие трудности есть не только в Америке…


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)