|
|||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1616
Отечественное телевидение, как и другие средства массовой информации, совершает переход, участвуя в формировании общественного мнения, от государственной к государственно-частной системе организации информационного процесса. Своим содержанием, формами и приемами работы телевидение непосредственно участвует в распространении политических знаний и опыта демократии, удовлетворяя потребности личности и общества, преодолевая социальную апатию и пассивность членов этого общества. Но этого мало. Телевидение еще обнаружило способность отражать и выражать заботу общества о состоянии дел в развитии свободы, демократии, становится частью налаженного демократического контроля. Средства массовой информации как звенья государственного управления в период культа личности и в годы застоя были значительно деформированы. Тогда было характерным представление, что пресса лишь средство, своеобразный транслятор решений директивных органов в массы, что она является только инструментом органов управления. Утрата объективности, принципиальности, демократичности — результат того, что, став фактически частью аппарата управления, пресса «заимствовала» его недостатки и пороки, а ее воздействие принимало командно-административный характер, газетные публикации и телепередачи — облик управленческих решений и многие их признаки. С началом демократизации общества телевидение стало работать по-новому, оно активно формирует и вырабатывает общественное мнение, возрождает полемичность, не боится инакомыслия и плюрализма высказываний. У телезрителей появляется возможность иметь телеинформацию, поступающую непосредственно из эфира, и телеинформацию, получаемую при воспроизведении видеозаписи в удобное для них время. Постепенно телезритель научится выбирать программы, а не смотреть все подряд, наиболее интересные записывать с экрана, иметь дома набор видеокассет, домашнюю видеотеку. Наибольшее развитие получат адресные передачи, учитывающие житейские и профессиональные интересы зрителей. Такие серии передач в видеозаписи — для садоводов, автолюбителей, молодоженов и т. п. — телезрители могут со временем приобрести для себя в магазинах, так же как сейчас покупают книги. Школа, вуз, система повышения квалификации станут крупными заказчиками телепрограмм, идущих в эфире и записанных на видео. Новые возможности существования телевидения открывают такие горизонты для альтернативных программ, для свободного их выбора, о котором сегодня мы можем лишь мечтать. В настоящее время для нас важно определить перспективу, пути и цель развития телевещания, преодолеть монополизм, отсутствие выбора. Своими лучшими передачами телевидение преодолевает назидательность, монологи, проповеди: все больший простор получают передачи-дискуссии, плюрализм мнений, анализ прошлого и нынешнего состояния общественных дел. Мы видим главный смысл таких передач в том, что они помогают преодолевать социальную апатию, безразличие миллионов людей, неверие в единство слова и дела — тяжелое наследие застойных лет. Уже сегодня отечественное телевидение предлагает зрителю выбор программ: в странах Содружества, как правило, одна-две программы из Москвы, республиканская на языке коренной национальности и небольшая, в пределах двух часов, местная программа. Таким образом, несколько программ телевидения — это реальность сегодняшнего дня и ближайших лет для ряда регионов страны. Дополненный домашними видеозаписями, этот набор телепрограмм может удовлетворить растущие духовные интересы населения. Все эти каналы вещания должны обеспечить зрителю максимально широкий выбор, альтернативные передачи. Такой выбор, на наш взгляд, может быть основан на состязательности, конкурентности каналов вещания, а для этого каждый из них должен прежде всего иметь свое неповторимое лицо. Определение лица телепрограмм, создание адресных постоянных рубрик и циклов для различных социальных, профессиональных и иных групп населения во многом зависит от источников формирования передач. Расширение источников формирования телепрограмм — главный путь преодоления монополизма, однообразия и низкой эффективности телевизионного вещания. Вещательные структуры из Москвы, их программные службы могли бы наладить поиск и отбор телепрограмм из таких источников: передачи, подготовленные творческими союзами, общественными организациями, различными ведомствами и кооперативами, кабельным телевидением, «Видеофильмом», фильмы Госкино и др. Составной частью вещания могли бы стать телепередачи рубрики «Из золотого фонда телевидения» (телерадиофонд). Нужно сделать серьезный прорыв на I и II каналах телевидения, организовать прямые включения столиц бывших союзных республик с показом их культурной, духовной жизни, премьер в театрах, художественных выставок и т. п. По-новому надо организовывать систематический показ в наших программах фильмов и передач зарубежных телеорганизаций, вплоть до выделения постоянных отрезков времени на I и II каналах. Последние годы работы нашего телевидения позволяют сделать некоторые выводы. Происходит преодоление застойных явлений прежних лет. Эти явления сводятся, во-первых, к недооценке регионального телевидения, сосредоточению средств и сил на развитии преимущественно центрального вещания; имела место некая абсолютизация идеи централизации пропаганды средствами телевидения, что не могло не сказаться на свободе выбора программ, на масштабах удовлетворения запросов различных социальных групп и слоев нашего общества. Во-вторых, полностью игнорировался зарубежный опыт вещания; за эти десятилетия зарубежное телевидение накопило большой и эффективный опыт программирования, укрепления связи с аудиторией, поиска активных и увлекательных жанров и приемов работы. В-третьих, была принижена роль научного анализа, научных рекомендаций. В годы застоя были закрыты Центр научного программирования, отдел перспективного планирования, ибо считалось, что наука не нужна, если есть командно-нажимные методы указаний и руководства вещанием. Стали активно внедряться новые факторы материального, экономического стимулирования усилий творческих и инженерно-технических работников телевидения в целях поощрения творческих поисков, повышения эффективности передач. Возросли самостоятельность и ответственность студий, редакций и творческих коллективов. Наконец, демократизация общественной жизни оказала глубокое влияние на характер деятельности самого телевидения, на демократизацию его управления и программ. Выборы художественных советов редакций, студий, объединений, аттестация редакторского состава и открытое обсуждение состава резерва кадров, конкурсы и тарификация творческих работников — все это помогает демократизировать обстановку в коллективах, работающих на телевидении. Появилось немало передач прямого эфира с ответами на вопросы телезрителей в ходе самой программы, изменилась модель программы. Телевидение стало переходить от монолога, проповеди, лекции к дискуссии, другим активным формам работы, позволяющим раскрыть не монополию на правду, а плюрализм мнений. Анализ деятельности нашего телевидения в последние годы позволяет сделать следующие выводы: — телевизионное вещание становится более демократичным, открытым, преодолевающим закрытые ранее зоны и темы для критики, анализа; — население получило больше возможностей для участия в передачах, для использования телевидения как подлинно народного форума, выражающего и отражающего общественное мнение в республике, в стране; — в содержании вещания произошел поворот от чисто производственных тем к проблемам социальной жизни населения, морального очищения общества, борьбы за социальную справедливость; — телевидение преодолело старую модель пропаганды, перешло в своем вещании от монолога, проповеди, указаний к дискуссии, формам коллективного обсуждения, обнаружило способность раскрывать плюрализм мнений, показывать разные позиции и разные точки зрения, их анализ и сопоставление; — активные формы вещания, вовлечение телезрителей в обсуждение острых проблем привели к дальнейшему укреплению обратных связей телевидения, к росту его общественного доверия и авторитета, несмотря на ряд крупных ошибок и недостатков; — процесс демократизации возвысил социальную роль и ответственность республиканского и регионального телевидения в системе информации и пропаганды. Используя факты и явления из жизни своей страны, региональное телевидение делает информацию более убедительной, доходчивой, чем вещание из центра. Работа на языке коренной национальности ведет к большей доступности вещания для сотен тысяч людей, получающих информацию на родном языке. Местное телевидение, наконец, может более точно и полно учитывать особенности конкретной политической, демографической и иной ситуации в области, крае, соотношение городского и сельского населения, распространение различных религиозных верований, образование молодежи и т. п. Таким образом, в условиях демократизации нашего общества нужно предъявлять новые требования к работе ТВ, которое должно активно участвовать в этом процессе; имеет место и явление обратное: свобода информации влияет на организацию и методы работы самого ТВ. Меняется «качество» и «количество» гласности. Растет открытость, правдивость, откровенность и доверительность содержания информации. Расширение «географии» в деятельности нашего телевидения привело к еще одной тактической победе, имеющей и далеко идущее стратегическое значение. Отечественное телевидение преодолевает дефицит оперативности. Появление на телевидении откровенных, острых, конкретных критических публикаций лишило зарубежные СМИ прежних преимуществ, подорвало социально-психологические мотивы обращения наших людей к источникам западной информации. Осуществление принципа свободы слова создало новые, более сложные условия для деятельности нашего телевидения: соперничество в эфире стало открытым; любой слушатель, да и зритель сегодня может сравнить, сопоставить аргументы, точки зрения, позицию любой информации, получаемой из самых разных источников. Телевидение все больше уделяет внимания тому, как решается конкретная задача по обеспечению подлинного и гарантированного равенства прав всех граждан по преодолению любых привилегий. Оно освещает всю полноту действия личных свобод и развития культурных поисков. И дело в том, чтобы придать действенность этому процессу создания системы гарантий. Это безусловно необходимо и в целях максимального расширения участия населения, всех граждан в управлении экономикой, в управлении всеми общественными делами. Накопленные научные знания в области функционирования телевидения позволяют предвидеть, что современный их уровень может стать серьезным научным фундаментом для дальнейших исследований ученых, творческих поисков теоретиков и практиков журналистики, для более эффективного их использования в теории и практике телевидения. Научный анализ закономерностей работы телевидения нужен для того, чтобы проследить объективно существующую, повторяющуюся связь явлений и процессов его развития в ходе взаимодействия с другими факторами духовной жизни, с аудиторией. Действие закономерностей, в свою очередь, проявляется в виде тенденций, которые определяют основную линию развития телевидения. Познание же закономерностей открывает возможность выработки научных рекомендаций для их практического использования в целях совершенствования вещания. Перспективы телевидения во многом определяют прогнозы развития техники. Технические средства, материальная и научная основа производства телепрограмм состоят как бы из двух постоянно растущих и обновляющихся сфер: средства подготовки программ (съемка, монтаж, выдача в эфир) и средства их доставки. Обе эти сферы существования телевизионной техники неразрывно связаны между собой: новшество в одной сфере обязательно должно «стыковаться» с новой техникой в другой, и как бы ни разнились эти сферы телетехники, они действуют в русле единого технического прогресса, подчиняются программным целям и интересам вещания. Несмотря на развитие космических и наземных средств доставки телепрограмм, до сих пор существуют так называемые «белые пятна» — территории, где еще принимается изображение невысокого качества. Эти «бестелевизионные зоны» есть не только в восточной, но и в европейской части страны. Между маломощными ретрансляторами имеются пространства, в которые не доходит телесигнал ни от одного окружающего это пространство ретранслятора. Большинство таких ретрансляторов установлено десятилетия назад, в основном в европейской части страны. В странах СНГ начаты работы по созданию и освоению современных комплексов студийных телевизионных аппаратных IV поколения с цифровым кодированием изображения и звука, передвижных телевизионных и репортажных станций IV поколения, цифровых видео- и звуковых магнитофонов, устройств записи и воспроизведения звука на новых носителях, обеспечивающих длительное хранение программ, новых высококачественных магнитных лент и кинопленок, другого технического оборудования. Заявило о себе кассетное телевидение, т. е. воспроизведение видеозаписей в домашних условиях. С появлением новой технологии кабельного телевидения (имеется в виду использование световодов, которые позволяют передавать большое количество программ высокого качества) у специалистов появилось сомнение: так ли уж перспективно непосредственное телевизионное вещание в том виде, в каком оно предполагалось раньше, т. е. в качестве глобального телевидения. Сейчас многие проекты, касающиеся глобального телевидения, пересматриваются. Экономические расчеты показывают, что, возможно, выгоднее система «спутник плюс кабельная сеть со световодами». Вероятно, научно-технический прогресс в области телевидения будет развиваться именно в этом направлении. Средства информации, активно и интенсивно воздействующие на современного человека, не только заполняют его досуг, информируют о состоянии мира, воспитывают, обучают, развлекают его, но и достаточно сильно изменяют весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры. Они — мощный канал воздействия. При этом СМИ стремятся развиваться на основе художественного воплощения. Каковы тенденции эволюционирования телевидения? Прежде всего, это повышение зрительской избирательности и межпрограммной конкурентности, увеличение активности зрителей и слушателей. Подключение к телеприемнику различных приставок — игровых, управленческих, записывающих и др. — существенно скажется на отношении к телеэкрану. Возможность вторгаться в экранное изображение, влиять на ход событий произведет переворот в пассивности телезрителя. Экран станет не самостоятельной передающей и воспроизводящей коммуникативной сущностью, а вспомогательным элементом, конечной формой проявления нашей зрительской воли (см.: Борев В. Б., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986). Появятся также программы в замкнутых сетях кабельного ТВ. Их количество, объемы и профили могут быть различными: от справочных (видеография) до сложнопостановочных (художественные, развлекательные, учебные и т. д.). Взаимоотношения их с системой центрального вещания будут определяться в каждом конкретном случае отдельно. Такова материально-техническая база будущего отечественного телевидения. Она — основа его перспективы, однако решающее значение при определении главных тенденций развития телевидения играют социальные факторы, общественная заинтересованность в обеспечении необратимого характера процессов гласности и демократизации. Голография — метод рельефного фотографирования, использующий интерференцию, вызванную наложением двух лазерных пучков: идущего прямо от лазерного источника и отраженного фотографируемым предметом. Изображение, получаемое с помощью голограммы, изменяется в зависимости от направления наблюдения. Эта технология уже применяется для воссоздания неподвижных предметов, но еще не освоена для передачи движущихся объектов. Если это станет возможным, голография окажет большое влияние на кинематографическое творчество. Использование голографии дает ряд преимуществ при хранении информации, так как несколько кодированных изображений могут быть помещены на одной голографической пластинке. Развитие новой техники изменит методы вещания и коммерческого распространения телевизионной продукции, но нельзя не учитывать ее влияния на творческий процесс. Действительно, введение видеотехники и цифровых систем, способствуя развитию возможностей обработки изображения, приведет к изменению форм аудиовизуального выражения. Так, например, использование вычислительной техники при производстве мультипликационных фильмов порождает новые формы графики и мультипликации, причем некоторые из них не могли бы появиться при использовании лишь традиционной методики. Одним из главных достоинств цифровой техники является возможность записи и воспроизведения изображения без искажений, упрощение вещательных сетей. В связи с этим встанет вопрос о будущем уже имеющейся в продаже или намеченной к выпуску аппаратуры, рассчитанной на запись и воспроизведение записанных программ. Необходимо также отметить: в том, что касается звука, следующим крупнейшим шагом в области аппаратуры высшего класса будет «цифровой» звук, уже освоенный в лабораториях. Благодаря внедрению цифровой техники можно будет также создать единую емкую сеть, позволяющую потребителю пользоваться телефоном, банками данных, системами видеотекста, радио, телевидением. Переход от аналогов к цифровой технике явится важнейшим изменением в области телекоммуникаций в конце XX в. К этому времени в различных странах будут созданы крупные банки данных и аудиовизуальных программ, к которым, благодаря спутниковой связи, будет открыт доступ различным странам. Аудиовизуальные средства должны быть готовыми к перевороту, к которому приведет развитие цифровой техники, голографии в информационном обществе будущего десятилетия. И последнее. Глубина перемен в области телевидения определяется прежде всего тем, насколько удалось преодолеть отчуждение человека от телевидения. Магистральный путь преодоления такого отчуждения —это усиление внимания телевидения к самой жизненной проблеме — проблеме выживаемости человека. Если человек хочет выжить, ему нужно новое отношение к окружающей среде, друг к другу. Вот почему тема экологии для телевидения — это не дань очередной пропагандистской кампании, а лейтмотив всего вещания, специализация многих передач на экологической основе. Количественный прирост традиционных передач, тематически посвященных проблемам экологии, только начало коренного перелома в деятельности телевидения в центре и на местах. Развитие проблематики, разнообразие жанров и форм «экологических» передач должно быть дополнено и обогащено новыми крупными акциями телевидения — организацией международных многочасовых телемарафонов, телемостов, перекличек, встреч в эфире людей из разных стран и континентов, созданием специализированных радио- и телестанций, вещание которых посвящено одной общей, объединяющей всех цели — экологии, защите природы и человека, новому мировоззрению, основанному не на умозрительных схемах и постулатах, а на поиске путей совершенствования взаимодействия природы и человека во имя человека. Здесь высшему гуманистическому принципу подчинены все науки — естественные и общественные, все интересы — сегодняшние и завтрашние.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.028 сек.) |