ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1657


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

§ 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЖАНРЫ ТЕЛЕИНФОРМАЦИИ

 

Любое сообщение, в широком смысле слова, есть информация. Но понятие «телевизионная информация» сложилось в журналистике как определение раздела телевизионного вещания, которое в основном занимается распространением новостей.

Как самостоятельный раздел вещания, информация на телевидении является одной из первых форм его работы, имеющих богатые традиции, опыт и историю формирования и развития собственных жанров.

Многие жанры телевизионной информации пришли на телевидение из газет и радио: репортаж, интервью, комментарий и т. п.

В общем потоке новостей теленовости занимают особое место. Это самые «живые» новости мира, в которых журналист как бы беседует с телезрителем, а затем приглашает его принять участие — прямое или опосредованное — в событии. Все это повышает действенность телевизионных новостей.

Важным требованием политической информации является оперативность, которая ничего общего не имеет с поспешностью. Ненужная торопливость приводит к искажению действительных событий, так как информация в этом случае зачастую основывается не на фактах, а на прогнозах и догадках.

Отбор актуальной информации — сложное и нелегкое дело. Из многочисленных и разнообразных событий и явлений, происходящих в нашей стране и за ее пределами, требуется выбрать главное, наиболее значительное, имеющее широкое общественное звучание и представляющее несомненный интерес именно в данное время.

Каждый орган, осуществляющий информацию, обязан иметь четкие ответы на вопросы: когда, где, кого и как информировать.

Информация в программах отечественного телевидения доводит до сознания людей существо политики государства, ориентирует в бесчисленном потоке социальных явлений, способствует формированию общественного мнения. Кроме того, это одно из средств выявления отношения людей к событиям в стране и за рубежом.

По широте охвата аудитории и оперативности средства массовой информации занимают главенствующее место в арсенале идейного влияния, причем телевидению принадлежит одно из первых мест в системе политической информации.

Печать, радио и телевидение, как звено государственного управления, в период культа личности и в годы застоя были значительно деформированы. Тогда было принято считать, что пресса лишь своеобразный транслятор решений директивных органов в массы, что она является только инструментом органов управления. Утрата объективности, принципиальности, демократичности — результат того, что, став (фактически) частью аппарата управления, средства массовой информации «заимствовали» все его недостатки и пороки, командно-административный характер, а газетные публикации и телепередачи — облик управленческих решений и многие их признаки.

В последние годы телевидение, как и газеты, стало работать по-новому. Их авторитет неизмеримо вырос, они активно формируют общественное мнение, возрождают полемичность, не боятся инакомыслия. Присущими только ему средствами телевидение, его журналисты побуждают людей к размышлению, действию, к поиску правды, научных знаний. Но наши телезвезды эпохи гласности порой ощущают себя собственниками своих рубрик, телепередач, между тем как они действуют лишь по доверенности от народа, от государства, поскольку телевидение пока государственное, общенациональное достояние. И зритель вправе отобрать эту доверенность, лишить доверия «профессионалов», не способных систематически, от передачи к передаче соразмерять меру ответственности тележурналистики и свое место в ней.

К примеру — освещение космических полетов. Раньше ситуация была такая: корабль уже летал, а тележурналисты еще ждали разрешения сообщить о его запуске. Показывали и рассказывали в основном только о космических победах. Но ведь ясно, что это огромной сложности дело, и оно не может всегда идти гладко. Могут возникнуть неполадки в работе космической техники, произойти какие-то сбои.

В 1987 г. в космосе возник критический момент: заболел командир корабля. Предстояла вынужденная посадка. И надо было сказать правду, дать точную информацию. Уже на следующий день ТАСС, телевидение и остальные средства массовой информации сообщили, что из-за болезни командира экипажа произведена вынужденная посадка космического корабля.

В сегодняшних телепрограммах значительно увеличилась доля проблемных, критических материалов, заметно повысилась их действенность. Сейчас, когда на наших глазах углубляется процесс демократизации жизни общества, изменяются методы и стиль работы, критические выступления являются важной частью борьбы против социальной несправедливости, злоупотреблений, бесхозяйственности.

Конечная цель критического материала на телеэкране — проанализировать упущения, помочь их устранению не только там, где они были вскрыты, но и там, где подобное еще существует, смелее внедрять в практику работы прямые связи с аудиторией, используя для этого как телефонный разговор, так и выезд непосредственно в трудовые коллективы.

Итак, критическое, конструктивное начало — новое направление в информации средствами телевидения.

И еще об одном, совершенно новом направлении телеинформации. В условиях новых законов о свободе совести в странах СНГ меняются отношения между государственным телевидением и религиозными организациями.

Телевидение должно предоставлять одинаковые возможности для изложения своих взглядов представителям различных религиозных верований.

Новая область вещания создала условия для вовлечения в духовный оборот тех ценностей культуры — в области изобразительного искусства, музыки и других, — которые раньше были исключены из гражданской жизни как носители чуждой идеологии.

Это целый пласт истории, культуры, духовной жизни, появление которого в программах телевидения расширяет возможности духовного развития человека, обогащает его внутренний мир. При этом государственное телевидение должно соблюдать чувство меры, не становиться местом отправления религиозных обрядов, не впадать в крайности по пропаганде религии одного направления, без учета национальных, исторических и иных особенностей своей аудитории.

Среди специфических телевизионных жанров информации выделяется прямой репортаж. Непосредственный контакт с происходящим, возможность которого дает зрителю прямой репортаж, оказывает влияние на психологическое состояние аудитории: у зрителя создается ощущение сопричастности событию.

Роль и функции журналиста в подготовке и проведении телерепортажа обусловлены характером события, лежащего в его основе. В зависимости от этого можно выделить три разновидности репортажа:

1. Репортаж о незапланированном событии.

2. Репортаж о запланированном событии. Сюда можно отнести показ демонстраций, митингов, запусков и приземлений космических кораблей, спортивных состязаний.

3. Исследовательский репортаж. В отличие от двух предыдущих разновидностей жанра, где журналист всегда следует за событием, в исследовательском репортаже журналист выступает уже не только квалифицированным очевидцем происходящего, но и его участником.

Репортаж на телевидении — один из основных жанров телеинформации. Прямой репортаж — непосредственная трансляция в эфир передачи сообщений репортером, ведущим репортаж с элементами авторской импровизации и комментированием, на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда; репортаж в записи — видео- или кинозапись события с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала в соответствии со сценарным планом; проблемный репортаж — передача с места события, посвященная анализу и оценкам, выводам, урокам этого события.

Тележурналисты в информации используют и другие жанры, такие, как интервью.

Умение задать собеседнику вопросы, которые были бы одинаково интересны и отвечающему и зрителю, — это проявление высшего мастерства интервьюера.

В жанре интервью преуспели и элегантный В. Молчанов в интеллигентной передаче «До и после полуночи», и педантичный Урмас Отт в рассудительной программе «Телевизионное знакомство», и острый, порой агрессивный А. Караулов в темповой передаче «Момент истины».

Все они имеют свой стиль, свой подход к собеседнику, свою логику построения интервью. Жанр один, а передачи все-таки разные. Почему? Потому что на телевидении огромную роль играет персонификация информации; психологическое восприятие беседы зависит в немалой степени от отношения зрителя к тележурналисту, к его манере говорить, держаться, даже к его позе во время разговора, не говоря уже о характере вопросов и реакции на ответы.

С точки зрения журналистского мастерства, артистизма, видимой легкости беседы одним из выдающихся тележурналистов стал В. Познер. Его известность давно перешагнула границы одного государства. В чем секрет его мастерства? Он умело сочетает скромность и достоинство работающего в эфире журналиста; выработал в себе способность мгновенной реакции на неожиданный ответ собеседника; ненавязчиво излагает свое мнение. Во всем его поведении в эфире сквозит доверие к участникам передачи, зрителям, доверие, которое основано на уважении к аудитории, ее житейскому опыту и здравому смыслу.

Все тележурналисты — В. Познер, В. Молчанов, У. Отт, А. Караулов — пришли на телевидение в разное время, по-разному складывалась их творческая судьба. Позже всех, пожалуй, появился в эфире А. Караулов, сразу завоевавший симпатии зрителей 11 канала своей напористостью, остротой в постановке вопросов, непреклонностью в стремлении обнаружить истину, не особенно заботясь об удобствах и престиже собеседника. Порой во время передачи кажется, что А. Караулов получает удовольствие от замешательства, смущения интервьюируемого. Именно это и придает беседе искренность, непринужденность, некоторую остроту восприятия, которые особенно ценит опытный телезритель.

Тот же телезритель замечает, что в последние годы идет «феминизация» комментаторской профессии. Ни в чем не уступающие журналистам-мужчинам, ведут интервью, беседы, репортажи С. Сорокина в «Вестях» на 11 канале телевидения, Т. Комарова, Н. Чернышева, И. Мишина — в выпусках «Новостей» на I телеканале.

Нередко наши телезвезды задают острые вопросы своим собеседникам, что делает передачи интересными, соответствующими пульсу жизни. Это лучшие выступления тележурналистов в кадре.

Выступление в кадре может быть иллюстрировано различным иконографическим материалом (фотографией, кино- и видеосюжетом, слайдами и т. п.) в соответствии с логикой выступления. Заранее написанный сценарий, план (сценария) может отсутствовать.

Телевизионный сюжет — это краткое сообщение о событии, записанное на видео- или кинопленку, с драматургическим ходом, позволяющим раскрыть общественное значение конкретного события или явления.

Беседа — это зафиксированный кино- или видеоспособом обмен мнениями по тем или иным вопросам, с возможным последующим монтажом в соответствии со сценарным планом и с привлечением дополнительного изобразительного материала.

Телевизионный журнал — это видеозапись двух или более тематически самостоятельных разножанровых сюжетов, объединенных единым сценарным планом, адресованных одной аудитории, с возможным оригинальным комментарием ведущего. Основными признаками этих программ являются: адресная направленность, ориентация на определенную аудиторию; постоянное место, время показа в эфире; постоянный объем, периодичность выхода в эфир; наличие рубрик; динамичность; фирменное оформление; присутствие ведущего.

Телевизионное обозрение. Видеозапись двух и более сюжетов на разные темы, но объединенных единством времени (за месяц, за неделю), пространства (по стране, республике, в мире) или во времени и пространстве.

Комментарий предполагает выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу события, факта, с определенной оценкой этих явлений, раскрывающей авторскую позицию.

Но как бы ни была коротка или быстротечна телевизионная информация, телевизионщики должны постоянно заботиться о композиции изображения на телеэкране, которая и есть композиция кадра.

Композиция кадра — это продуманный отбор деталей и предметов, такая их расстановка в рамках кадра, которая позволяет добиться максимальной выразительности основной мысли создателей передачи, помогает зрителю связать данное изображение со своим прежним опытом, разбудить в нем интерес и потребность углубиться в материал передачи.

В композиции кадра важно достигнуть единства, которое проявляется в единстве настроения, интереса, внимания, единстве стиля и цели передачи, а также ритма в изображении, соответствующего происходящему в кадре действию.

Единство, верный ритм композиции приводят к определенным пропорциям в изображении, к его «золотому сечению», такому соотношению отдельных частей кадра, которое наиболее благоприятно для человеческого глаза и становится художественным образом, произведением не ремесла, ноискусства.

Широкое распространение получил телевизионный очерк — законченное документальное произведение, подготовленное средствами кино или телевидения, как правило, на основе сценария, и имеющее свою композицию — завязку, кульминацию и развязку. Эти качества телеочерк сохраняет независимо от своей продолжительности.

Телеочерк создается путем фиксации материала на кинопленке, последующего его отбора, комментирования и монтажа. Телеочерк — это в известном смысле документальный фильм, когда удается достигнуть образности и глубины средствами прямого телевидения.

Репортажность, незаданность результата не является обязательным для телеочерка, но это качество усиливает его достоверность, способствует привлечению внимания зрителей. Передачи, в которых сочетаются репортажность и образность, глубина проникновения в тему и динамичность, наилучшим образом соответствуют специфике телевидения.

Телевизионный очерк полностью унаследовал методы создания художественного образа у документального кинематографа, частично — у литературного очерка. Важным фактором при создании телеочерка является способность его авторов к образному мышлению, поскольку очерк — это, по определению М. Горького, рассказ о факте, увиденном художником. Следовательно, один и тот же факт, интерпретированный разными людьми, может служить основой для произведений разных жанров.

В телевизионной информации широкое развитие получил жанр пресс-конференции, в ходе которой участники передачи — журналисты газет, радио и телевидения — задают вопросы, вытекающие из интересов читателей, зрителей, слушателей, руководителям ведомств, специалистам в той или иной сфере деятельности и получают на них конкретные ответы.

Построение телеинформации по законам жизненной драматургии требует от журналиста большого искусства, глубоких знаний. Каждая информация на телеэкране должна быть эмоционально окрашена, раскрывать побудительные причины трудовых успехов и достижений.

По-разному складывается судьба информационных жанров на телевидении. Наиболее парадоксально стала развиваться в последние годы международная тележурналистика, которая «пострадала» от новой открытости во внешней политике, от преодоления зон, закрытых для населения.

В период, который мы называем застойным, тележурналистам-международникам завидовали их коллеги, делающие передачи на темы внутренней политики: международники имели доступ к закрытым для широкой публики материалам западной прессы, западных телекомпаний, одну единую линию на разоблачение язв капитализма, линию, осыпанную сенсациями и новостями, которых не было и не могло быть в тогдашних средствах массовой информации нашей страны.

За последние годы все изменилось. Теперь журналисты-международники оказались на втором плане у общества по степени интереса к информации, а по сенсационности и степени поисковой пропаганды тележурналисты-"внутренники" давно перещеголяли своих коллег-международников…

Но это, так сказать, изменение роли и удельного веса международной тележурналистики в общем потоке телепрограмм. Жизнь внесла новое и в содержание телепередач на международные темы. Новое политическое мышление, новая философия существования цивилизованного человечества, претворяемая в жизнь многих народов, сделали реальной, более объективной и точной информацию на наших телеэкранах о проблемах и образе жизни зарубежных стран. Если раньше международники-журналисты рисовали жизнь «за кордоном» только одной черной краской, то теперь появилось многоцветное, порой, правда, с сильным прибавлением краски розовой. Некоторые тележурналисты, почувствовав новую свободу и новые подходы в международных делах, стали показывать нашим телезрителям только положительный опыт экономики и социальной защиты населения в западных странах, неумеренно часто тыкая зрителя в наши недоделки, ошибки, промахи на фоне благополучия в той или иной сфере жизни населения зарубежных государств.

При этом довольно часто журналисты-международники даже не пытались проанализировать причины высокого жизненного уровня работающей части населения в этих странах. Причем здесь требовалось не только изыскание традиционных прежде и верных сегодня причин, таких, как организованность, сплоченность, сознательность и образованность рабочего класса, других слоев трудящихся, но и анализ новых обоснований. Вероятно, капитализм конца XX в. усвоил и, не меняя своей сущности, впитал в себя социалистические по сути идеи надежной социальной защиты трудящихся, которые в новых условиях стремятся не к революционным, а к эволюционным преобразованиям своего общества. Не упуская из своего поля зрения цели максимально возможной прибыли, правящие классы на Западе щедро делятся частью своих доходов с теми, кто их создает.

Осмыслить эти процессы, раскрыть перспективы и взаимную заинтересованность разных стран и народов не только в мирном сотрудничестве, но и в успехе экономических реформ — новое поле деятельности для тележурналистов-международников. Во многих документальных фильмах, репортажах и очерках о жизни западных стран удается полно и правдиво отразить жизнь и заботы человека, живущего на Западе. Наряду с этими новыми подходами и темами в международной тележурналистике зазвучала еще одна, ранее немыслимая для нас проблема — тема жизни за рубежом наших соотечественников. Вместо сарказма и уничижительной критики появились нотки сочувствия, сожаления, а то и заискивания перед теми, кто уехал навсегда или на время, поневоле или по своему желанию на Запад.

И еще одно новое направление в международной тележурналистике — освоение проблемы народной дипломатии, движения людей разных стран к взаимодействию, узнаванию друг друга, растущего влияния неформальных связей, личных контактов на внешнюю политику государства. Телевидение все в большей степени содействует превращению межгосударственных отношений в отношения между народами.

Новые законы России, других государств о выезде и въезде граждан, новые условия работы по желанию за рубежом рождают и новые темы для журналистов. На телевидении оригинальное освещение проблем народной, неформальной дипломатии нашло отражение в цикле передач В. Зорина «Недипломатические беседы», где перед зрителями выступили послы, выдающиеся политики и дипломаты Запада. Эти беседы лишены дипломатической зашоренности, игры в тайны внешней политики. Когда спадают тайные покровы с дипломатии, становятся очевидными для всех и ее промахи, ошибки, упущенные возможности. Зритель получает возможность услышать мнение участников этих передач по самым актуальным проблемам. Вероятно, в будущем получат развитие передачи с участием иностранных тележурналистов: не только в жанре телемоста типа Россия — США, но и в других встречах, беседах, очерках и фильмах. Не исключением, а правилом станут не только передачи-кинопутешествия, но и аналитические, публицистические передачи с участием зарубежных тележурналистов, исследующих проблемы международных отношений и развития отдельных стран и регионов.

В последние годы прочно занял свое место в центральных программах и «Резонанс» — прямая передача с ответами на вопросы телезрителей на международные темы. В этом жанре многое зависит от ведущего, который способен не только зачитывать записки от зрителей или распределять заранее вопросы, но и вести беседу, управлять ею, включаться со своими знаниями, оценками событий, вникать в разговор специалистов, в чем-то соглашаясь или не соглашаясь с высказываниями оппонентов. Если ведущему удается развить дискуссию на основе вопросов телезрителей, то передача получает широкий общественный резонанс, привлекает внимание не только у нас в стране, но и за рубежом. Другой передачей на темы международной жизни была «Планета» на второй общесоюзной программе, в которой показывались интересные, оригинальные материалы из-за рубежа, подготовленные нашими корреспондентами или их зарубежными коллегами.

Пожалуй, новым заметным штрихом в тележурналистике на международные темы стали видеозарисовки, телефильмы, репортажи, снятые в зарубежных поездках корреспондентами-международниками.

Разработка стратегических направлений международной тележурналистики, выбор способов, приемов и методов обусловлены информационной обстановкой в том или ином регионе, в стране в целом, которая складывается под влиянием множества общих и специфических факторов и условий. К общим относятся количественный рост источников информирования, интенсивность их деятельности, усиление тенденции обращения аудитории одновременно к нескольким каналам информации. Специфические условия привносят в информационную обстановку диспропорциями, в зависимости от насыщенности источниками информации различных регионов как на глобальном, так и на национальном и местном уровне.

Например, передачи финского ТВ принимаются в районах Эстонии. В приграничных районах Армении распространяется турецкое ТВ, ведущее передачи в русле официальной идеологии. События в мире освещаются преимущественно из американских источников. Львиная доля экранного времени занята многочисленными шоу, боевиками, вестернами и т. п. На территории Сахалина принимают передачи японского телевидения и т. п.

В телевизионных передачах из Москвы невозможно оперативно реагировать на изменения информационной обстановки, складывающейся в том или ином приграничном регионе. Местное телевидение, как никакой другой из каналов массовой информации (исключая радио), может оперативно и достаточно гибко влиять на информационную обстановку в своей стране, в своем регионе. В этом его преимущество перед телевидением из Москвы.

Появление в печати, на радио и телевидении откровенных, острых, конкретных критических публикаций лишило зарубежные газеты и радиостанции прежних преимуществ, сенсационности, новизны сообщений, подорвало прежние социально-психологические мотивы обращения людей к зарубежным источникам.

Таким образом, осуществление принципа свободы информации создало новые, более сложные условия для деятельности нашего телевидения: соперничество с зарубежным телевещанием стало открытым, любой читатель, слушатель да и зритель сегодня может сравнить, сопоставить аргументы, точки зрения, позицию и «сверхзадачу» любой информации, получаемой из самых разных, как казалось совсем недавно, немыслимых в своем открытом соперничестве источников.

В истекшем десятилетии резко возрос объем телеинформации во всем мире, особенно для населения США, Западной Европы и других районов мира. В США, например, ночные и утренние информационные выпуски ввели коммерческие общенациональные телевизионные сети, удвоили отводимое под новости время местные станции, возникла круглосуточная информационная кабельная программа «Си-эн-эн», сеть финансово-экономических новостей «Эф-эн-эн» и другие тематические кабельные службы. В итоге выбор среднестатистической американской семьи увеличился с 3—4 до 27 телевизионных каналов. Между тем социологические опросы в западных странах показывают, что люди, для которых телевидение является главным, а зачастую и единственным источником информации, относятся к числу наименее информированных членов общества. Регулярная проверка информированности населения США почти по ста проблемам свидетельствует, что, несмотря на возникшее «телевизионное изобилие», американцы информированы по важнейшим вопросам внутренней и зарубежной жизни так же плохо, как десять или двадцать лет назад. Броская подача теленовостей, изощренный видеоряд не улучшают усвоения информации. Хотя зрителей опрашивают по телефону вечером вслед за выходом новостей в эфир, половина респондентов не может вспомнить без подсказки ни одного из сообщений. Просмотрев получасовой бюллетень, содержащий от 12 до 20 сообщений, зрители могут припомнить и назвать одну какую-нибудь деталь лишь из половины сюжетов. Сплошь и рядом случаи неправильного понимания информации: путаница (элементы одного сообщения соединяются с элементами другого), чрезмерное обобщение и т. п.

Подобная забывчивость характерна не только для американских зрителей. Исследователи Шведской радиовещательной корпорации обнаружили, что в их выборке, отражавшей структуру населения Стокгольма, более половины респондентов в лабораторных условиях исказили смысл или не смогли совсем вспомнить содержание всех 13 сообщений, только что увиденных в 7-минутной сводке теленовостей.

Охват многомиллионной аудитории — лишь предпосылка эффективной телеинформации. Известно, что лучше всего зрители запоминают новости, которые им психологически близки. Кроме того, объем запоминаемого соответствует уровню общего развития человека: образованные запоминают больше, чем менее образованные.

Сбалансированность в визуальном усилении текста положительно влияет на усвоение материала. Шведские исследователи экспериментально доказали, что подача материала на визуально нейтральном фоне или с помощью «говорящих голов» способствует запоминанию «конкретных» фактов в отношении места события, объекта действия или фигурирующих в нем людей, но затрудняет понимание «абстрактных» причинно-следственных связей между событиями и явлениями. Визуальное усиление конкретной информации вызывает неравномерное запоминание деталей сообщения — факты врезаются в память вне связей между ними. Визуальный материал (фотографии, графики, схемы и т. п.), иллюстрирующий причину и следствия, не только расширяет возможности зрителя понять абстрактные явления, сложные связи, но и усиливает запоминаемость конкретных фактов.

 

§ 2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.027 сек.)