|
|||||
ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ПЕЧАТЬДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1616
Поиски конкретных путей взаимодействия газет и телевидения помогают повысить эффективность каждого из этих средств информации, более целесообразно использовать газетную площадь, эфирное и экранное время, направить усилия коллективов журналистов на более полное освещение коренных проблем развития общества. Развитие средств массовой информации, в том числе телевидения, углубляет проблемы взаимодействия этих средств, ставит новые вопросы. С одной стороны, это объединение усилий всех видов массовой информации для решения общих задач, а с другой — более четкое разделение функций и выявление специфических возможностей каждого средства массовой информации. Все чаще практика дает примеры взаимной поддержки, совместных выступлений печати и телевидения по важным вопросам. 1-й канал телевидения неоднократно осуществлял одновременные выступления совместно с центральными газетами. Материал, опубликованный в газете, отсылал читателя к одноименной передаче, идущей вечером того же дня, а передача напоминала, что зритель может вернуться к статье. Судя по письмам в газету и на телевидение, это новшество было замечено читателями и зрителями. Человек, утром прочитавший в газете статью, вечером имел возможность увидеть по телевидению людей, о которых в ней рассказывалось. Одновременное выступление печати и телевидения по той или иной проблеме подчеркивает ее значимость, придает ей особую силу, сосредоточивает на ней внимание общественности. Сотрудничество прессы и телевидения проявляется в их совместных, близких по времени выступлениях, имеющих одну тему, единую направленность. Радикальные перемены в обществе, приобретающие реальные черты — плюрализм мнений и широко развернувшаяся политическая дискуссия по острым вопросам, — открыли перед средствами массовой информации, их творческими коллективами качественно новые возможности влияния на население. При этом сама практика и перспективы дальнейшего усиления роли СМИ объективно связываются с дальнейшей консолидацией усилий творческих коллективов печати, телевидения и радиовещания, созданием системы средств массовой информации, способной развиваться на основе собственных закономерностей, вытекающих из соревнования, конкуренции, борьбы за аудиторию каждого СМИ. Растущую актуальность приобретает вопрос о том, чтобы средства массовой информации выступали прежде всего как консолидирующий, конструктивный фактор общественных сил, преодолели такие серьезные недостатки, как искаженное отражение и тенденциозный подход к явлениям действительности, групповщину. Развитие новых форм творческих контактов телевидения с печатью — использование принципов специфичности, двустороннего поиска выразительных и эффективных средств взаимодействия, взаимозаменяемости и контрастности журналистских выступлений, одновременности появлений публикаций, теле- и радиопередач — достаточно полно иллюстрирует потенциал творческих возможностей средств массовой информации. Практика интегрирования средств массовой информации в рамках единой системы не ограничивается вышеприведенными принципами и формами взаимодействия и интеграции СМИ. Наращивание объема и качества взаимодействия в рамках отлаженной и четко действующей системы должно неизбежно привести к возникновению новых методов и форм. Сочетание средств массовой информации становится системой тогда, когда наиболее полно каждый из элементов обнаруживает свою природу, специфику. В результате функционирования, в ходе взаимодействия система средств информации обнаруживает свои внутренние законы. Подмечая особенности, отличия одного способа печатной информации от другого, К. Маркс писал: «Различные элементы, образующие в своей совокупности существо народной прессы, должны при нормальном развитии ее — сначала каждый в отдельности — выявить свои особенности. Весь организм народной прессы распадается, таким образом, на целый ряд различных газет с различными взаимно друг друга дополняющими характерными особенностями, так что если в одной, например, преобладают интересы политической науки, то в другой — интересы политической практики, если в одной преобладает интерес к новым мыслям, то в другой — к новым фактам» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 168). Эти объективные закономерности развития прессы проявятся потом в специализации газет, журналов, программ радио и телевидения. Первые наблюдения, осуществленные К. Марксом, позволили ему еще в ранних своих произведениях заметить: «Газетный корреспондент может считать себя только частицей многосложного организма, в котором он свободно избирает себе определенную функцию. Один, скажем, больше изобразит непосредственно почерпнутое из общения с народом впечатление, произведенное его бедственным положением; другой — историк — займется историей создавшегося положения; эмоциональный человек даст описание самой нужды; экономист рассмотрит средства, необходимые для ее уничтожения, — причем разрешение этого единого вопроса может опять-таки даваться с различных сторон: то в местном масштабе, то по отношению к государству в целом и т. п. Так при живом движении печати раскрывается вся правда в целом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 188). «Живое движение печати» невозможно без взаимодействия СМИ. Это объективная закономерность самого существования средств массовой информации, которая усугубляется по мере прироста этих средств. Каковы же особенности телевидения по сравнению с печатью? Печать имеет дело с письменной информацией, она позволяет читателю самому установить темы восприятия и порядок отбора информации, создает возможности для неоднократного обращения к одному и тому же тексту для углубления его анализа. Письменное слово превосходит устное в передаче сложного содержания, но уступает последнему, если содержание простое. Для восприятия печати необходим некоторый уровень грамотности и некая способность к абстрактному мышлению. Радиовещание, как предшественник телевидения, имеет свою общую с ним специфику: звучащее слово и акустическая, реальная картина в радиоинформации, возможность сообщить о ходе события непосредственно в момент его совершения; прямое обращение практически к неограниченной аудитории. Исторически телевидение вошло в систему СМИ значительно позже, чем радиовещание, а тем более печать. Становление телевидения в системе СМИ не могло не повлиять на прессу. Повысились требования к выявлению сильных сторон каждого органа информации. Усилились требования к аналитическому, углубленному комментированию сообщений в газете по поводу событий, о которых человек накануне узнал по телевидению, к эмоциональному и образному, к эстетическому началу в печатной информации и т. д. Весьма перспективной формой взаимодействия печати и телевидения является продолжение темы материалов, опубликованных ранее другим средством информации. Эффективности выступлений телевидения и печати способствуют ответы на вопросы телезрителей, помещенные на страницах газет, и ответы по телевидению на вопросы читателей. Главное в такой совместной работе — отбор вопросов, представляющих общественный интерес, имеющих наиболее актуальное звучание. Но когда собраны такие вопросы, отвечать на них должны наиболее компетентные в данной области люди. Так появилась на телевидении рубрика «На наши вопросы отвечает министр». Передачи этой рубрики строятся по типу пресс-конференции и освещают положение дел в той или иной отрасли народного хозяйства, культуры и т. п. Присутствующие в студии корреспонденты газет, журналов и телевидения, заранее ознакомившись с письмами читателей и зрителей, задают вопросы министру, а его ответы нередко иллюстрируются заранее подготовленными киносюжетами или прямыми трансляциями из других городов. Известным тележурналистом Сергеем Торчинским, имеющим опыт работы в печати, найдена плодотворная форма сотрудничества газет и телевидения. Он с коллегами организовал на 2-м канале телевидения «Россия» циклы передач «Без ретуши», по жанру напоминающих пресс-конференцию. В студии — ведущий или двое ведущих, на их вопросы отвечает общественный или государственный деятель, мнение которого по актуальным вопросам нашей жизни интересно если не всем, то многим телезрителям. Корреспонденты газет, зная о предстоящей передаче и ее главном участнике, отбирают вопросы к нему, исходя из профиля своего издания и читательской почты. Учет профиля газеты, журнала нужен для того, чтобы не повторять вопросы своих коллег. Так, вопросы журналиста из газеты «Красная звезда» будут отличаться от вопросов корреспондента «Литературной газеты», так же как и представителей «Московского комсомольца», «Правды» и «Коммерсанта». Передача начинается с того, что ведущий обговаривает условия, порядок вопросов и ответов, право отвечающего на пятиминутное заявление в начале, середине или в конце передачи. Строго регламентируется время вопроса и ответа — в пределах трех минут. Это задает определенный ритм передаче, держит его участников и телезрителей в некотором напряжении. Для журналиста-эколога, например, интерес представляла пресс-конференция с министром сельского хозяйства и продовольствия России, который обстоятельно отвечал на острые, весьма злободневные вопросы журналистов. В ходе вопросов и ответов у зрителя формируется определенное мнение по поводу обсуждаемого вопроса, становится понятной и аргументированной позиция руководителя. Журналисту важно в такой передаче при формировании вопроса, при реакции на него отвечающего постоянно помнить, что за этим вопросом не только авторитет газеты, но и реальные интересы зрителей, читателей. Как правило, после таких передач растет также интерес читателей к той или иной газете, расширяется круг ее подписчиков; зритель становится читателем, увлеченный оригинальным, глубоким, искренним поведением журналиста конкретного издания. У зрителя появляется надежда, что, если в газете работают такие журналисты, точно улавливающие его запросы и направление мыслей, эта газета — его. Он останавливает свой выбор на этой газете в ожидании новых встреч на ее страницах с умным и толковым журналистом. Увидев журналиста в телепередаче, поняв ход его мыслей и его позицию, телезритель может проявить интерес и доверие к журналисту, а значит, и к его изданию. Так телевидение способно помочь газете, а само их сотрудничество обогащает передачи, делает их ближе к ожиданиям аудитории. Телепередачи с ответами на письма читателей в редакции газет и журналов завоевали большую популярность. Участие в таких передачах журналистов-газетчиков помогает и расширить аудиторию, поднять авторитет печатного органа. От телевидения и радиовещания пришли в газеты новые рубрики, жанры. Появились «Прямой провод», «Горячая линия» в ряде газет. Думается, что такие перемены в печати во многом становятся следствием мощного вторжения прямых телевизионных программ в повседневную жизнь общества, они отражают социальные надежды людей, их требования к средствам массовой информации. Таким образом, можно говорить об общей тенденции развития средств массовой информации в условиях свободы слова — об активном участии населения в их деятельности. Эта тенденция проявляется как в системе в целом, так и во взаимодействии ее составных частей. Прямые передачи телевидения, где на вопросы зрителей отвечают различные авторитеты, получили продолжение на страницах газет и журналов. Так, прошедшая по 1-му каналу телевидения в феврале 1988 г. прямая передача «Перестройка и культура» имела своим продолжением большую публикацию в газете «Советская Россия», которая напечатала ответы на вопросы, не попавшие в передачу. В телепередаче участвовали известные писатели. В течение часа поступило около 460 вопросов. Вполне понятно, что на все ответить оказалось невозможным, поэтому было дано обещание найти способ ответить на те из оставшихся вопросов, которые интересны многим. «Советская Россия» предложила свое посредничество. Журнал «Советский экран» также поместил ответы руководителей Союза кинематографистов СССР на вопросы телезрителей, участвовавших в прямой телепередаче. Журнал «Дружба народов» опубликовал интересную подборку писем мнений телезрителей о его работе. Редколлегия журнала участвовала в прямой телепередаче «Всесоюзная читательская конференция» в мае 1987 г. Журнал «Советский экран» (№ 1, 1988) обращался к своим читателям: «Перед Вами, читатель, во многом необычный номер журнала. Мы отвечаем на Ваши вопросы. Часть из них взята из материалов прямых телевизионных передач с участием руководителей Госкино и Союза кинематографистов СССР, которые из-за нехватки эфирного времени не смогли ответить всем, кто звонил или телеграфировал на ЦТ, другие выбраны нами из обширной редакционной почты… Просим Вас присылать свои вопросы в наш адрес с пометкой на конверте: «Прямая линия». Так под влиянием телепередач рождаются «Прямые линии» в нашей печати. Среди газетчиков из разных регионов встречаются суждения такого рода: поскольку у газет появился столь мощный партнер, как телевидение, способное распространить любую новость гораздо оперативнее, газеты могут и не придерживаться классических традиций передачи информации. Это суждение в корне неверно. Печать, взаимодействуя с телевидением и радиовещанием, призвана оперативно и глубоко раскрывать сущность событий своими, присущими ей публицистическими методами. И вряд ли можно согласиться, что роль экономической, социальной, политической информации, особенно в местной газете, при этом уменьшается. Иногда проходит несколько дней, а иной газете не удается отыскать интересных местных новостей. По-видимому, в некоторых изданиях даже не планируют место для оперативной информации. Редко публикуются сообщения корреспондентов с мест, начинающиеся словом «вчера». А когда отсутствует краеугольный камень газетной информации — оперативность, теряется ее свежесть и трудно бывает понять, почему, собственно, данное сообщение появилось сегодня, а не неделю назад. Многие газетные информации «возникают» не тогда, когда происходят сами события, а когда о них, чаще всего с большим опозданием, узнают в редакции. Особенно характерен этот недостаток для публикаций первой страницы, где обычно помещаются вести из трудовых коллективов. Успех дела, эффективность журналистского труда сегодня во многом зависят от рационального, научно обоснованного разделения и кооперации усилий всех средств массовой информации, от оптимальной согласованности выступлений печати, радио и телевидения. Каждому из средств массовой информации присущи свойства, позволяющие особенно успешно выполнять определенные общественные функции. Это означает, что из-за разной природы выразительных свойств и условий восприятия передач и материалов ни печать, ни радио, ни телевидение не способны полностью заменить друг друга. Исследования показывают, что повторяемая часть информации в печати составляет в среднем ⅓ всех информационных материалов (политические известия — 50%, экономические — 30, культурные — 20%. Информация международного значения — 75%, местного регионального значения — 23%). Аудитория в новых независимых государствах обычно обращается сразу к нескольким каналам информации. 67,6% аудитории получают информацию о международной жизни из газет, из них 46,8% пополняют запас уже известных сведений с помощью телевидения. 73,4% аудитории предпочитают телеэкран как источник информации о сельском хозяйстве, одновременно 44,9% из них обращаются к печати как дополнительному источнику этого вида информации (см.: Аванесова Г. А. Основные направления социологического исследования средств массовой информации и пропаганды //Социология и пропаганда. М., 1986. С. 105). В газете материал, рассчитанный на ту или иную отдельную группу читателей, не может уменьшить аудиторию, ибо другим группам читателей он не мешает: при желании они его могут опустить. Другое дело — телевидение. Здесь и порядок, и темп восприятия задаются самой программой. Почувствовав силу в поддержке друг друга, печать и телевидение находят новые формы совместного участия в решении наиболее сложных вопросов общественной жизни. Интересный опыт накоплен областными газетами и телевидением при организации публицистической ежемесячной передачи «С заботой о каждом» в Запорожье. Подготовка очередной передачи начинается с того, что за месяц до ее выхода в эфир в областных газетах «Индустриальное Запорожье» и «Запорізька правда» объявляется тема предстоящего разговора, публикуются анкеты, в которых телезрителям и читателям газеты предлагается ответить на ряд вопросов, а также высказать свои предложения для решения существующих проблем. Аналогичные анкеты звучат по областному радио и телевидению. Все это в значительной степени способствует притоку многоплановой и содержательной зрительской почты. Собранная таким образом информация оперативно анализируется и составляет основу прямой телепередачи, дополняясь телефонными звонками в эфире. О точной дате и времени выхода в эфир, а также о конкретных участниках очередной передачи сообщается в анонсах, которые публикуют областные газеты, передают телевидение и радио. Эта информация представляет определенную ценность и для приглашенных в студию руководителей. Ведь передача готовится не ради самой остроты и вскрытия недостатков, а для оперативного принятия решений и устранения причин, порождающих нарекания и жалобы людей. Публикации в местной прессе анкет по проблематике предстоящей передачи, анализ зрительской почты участниками очередного диалога с аудиторией, принятие ими конкретных мер до выхода передачи в эфир, комментарии проблем в информационных выпусках, анонсы, а после эфира основной прямой программы подготовка передачи-спутника «По следам телевизионного дня открытого письма», продолжение разговора на страницах областных газет — все это в комплексе способствует авторитету таких диалогов, повышению активности аудитории. Газеты по традиции старшинства, а также заботясь о новых интересах своих читателей, стали систематически посвящать свои полосы анализу, послесловиям различных телепередач. Среди публикаций, связанных с телевидением, обращают на себя внимание статьи, в которых журналисты газет и журналов развивали затронутые в телепередачах темы, дополняли увиденное на телеэкране новыми фактами, помогали тележурналистам довести проблему до логического конца. Проводились и совместные акции ТВ и прессы. Не всегда точки зрения журналистов прессы и телевидения совпадали, и тогда появлялись статьи, критикующие те или иные программы. Расширение сферы влияния телевидения привело к перестройке газетного мира. Некоторые газеты закрылись, другие, не выдержав конкуренции с телевидением в области оперативности информации, перешли с ежедневных на еженедельные выпуски; появилось больше иллюстраций в газетах, новые рубрики — «Прямой телефон», «Микрофон включен». В свою очередь, телевидение восприняло от печати немало газетных жанров. Так, газетный очерк превратился на телевидении в документально-сюжетное телепроизведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композицию передачи на основе драматургии описанного события, факта, судьбы человека. Телеочерку свойственна образная система повествования, ярко выраженная уже на уровне литературного сценария авторская позиция, его отношение к описываемым явлениям, проблемам, людям. Интересны метаморфозы и с газетным репортажем на телевидении. Репортаж на телевидении стал жанром телеинформации. Прямой телерепортаж — это непосредственная трансляция в эфир с места события и сообщение журналиста, ведущего репортаж с элементами авторской импровизации и комментированием на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда. Телерепортаж в записи — видео- или кинозапись события с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала в соответствии со сценарным планом. Проблемный телерепортаж — передача с места события, посвященная анализу и оценкам, выводам, урокам этого события. Развитие телевидения с его уникальными возможностями прямого репортажа повлекло за собой увеличение «интерпретирующей информации» («интерпретирующая информация» — термин Е.П. Прохорова. См.: Прохоров Е.П. Публицист и действительность. М , 1974) в газетах и рост числа специализированных журналов. Как показывают данные социологических исследований, те, кто смотрит информационные программы телевидения, активно читают газеты; те же, кто не имеет дела с одним из этих средств, как правило, не интересуются и другим. Это еще раз подтверждает положение о том, что телевидение и печать не конкурируют между собой, а взаимно дополняют друг друга. Все вышеизложенное позволяет следующим образом сгруппировать формы взаимодействия газет и телевидения; — совместные и одновременные выступления; — организация совместных акций; — публикация материалов по совместно разработанным планам; продолжение темы, начатой газетой или телевидением либо совместно тем и другим; — публикация материалов в газетах после выступления телевидения, послесловий к передачам; — использование писем читателей газет при подготовке телевизионных передач; — взаимодействие газет и студий телевидения на разных уровнях, например областного телевидения и районных газет, которые печатают материалы телепередач, отклики зрителей, рецензии на телефильмы и т. д.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.026 сек.) |