|
|||||
Г Л А В А V. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1573
ТЕЛЕВИДЕНИЯ КАК ВИДА ИСКУССТВА ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
В телевизионном вещании в области литературы, театра и искусства происходит преодоление негативных явлений, организационно-кадровое обновление, увеличение объема вещания, а также коренное улучшение финансового, материального и технического обеспечения телевизионных передач по проблемам искусства и литературы. Повышение роли художественной публицистики также признак новизны. Это та сфера деятельности творческой интеллигенции, в которой она наиболее ощутимо соприкасается с жизненными проблемами сегодняшнего дня. При этом меняется модель публицистики, совершается переход от монолога, наставления, лекции к дискуссии, сопоставлению разных точек зрения, к состязательности, задача которой — помочь телезрителю занять определенную позицию по тому или иному общественно значимому вопросу. Получают развитие такие формы, жанры и приемы работы, которые углубляют демократический характер телевидения, вовлекают зрителя в процесс эстетического познания. Сюда следует отнести и передачи с участием зрителей, обсуждающих только что просмотренный спектакль, и встречи в Концертной студии Останкино, когда редакция собирает аудиторию из сторонников и критиков творчества известного писателя, деятеля культуры. Возникают дискуссии, в ходе которых у телезрителя появляется потребность определить свою позицию в споре, а для этого необходимо ближе познакомиться, например, с творчеством писателя, посмотреть фильмы, поставленные по его произведениям и т. п. Всеобщим признанием пользуются прямые передачи, в ходе которых зрители могут задать вопросы по телефону и получить ответы авторитетных участников передачи. Публицистические передачи с участием крупных деятелей культуры вызывают поток писем, на основе которых делается повторная передача. Используя эти письма-отклики, сообщая имена, специальность и место жительства авторов, деятели культуры превращают их в соучастников передачи, в своих соавторов. Перспективными выглядят такие жанры телевизионной публицистики, как Всесоюзные читательские конференции («толстых» литературно-художественных журналов), отчеты перед общественностью руководителей творческих союзов. Будучи председателем Совета по публицистике в кино, на радио и телевидении, председателем правления Союза писателей СССР, К. Симонов подчеркивал: «Мне кажется, что успех публицистического выступления писателя во многом зависит от того, в какой мере он опирается на свой личный жизненный опыт. Я подумал, что, например, рассказы о различных профессиях, об их особенностях, об их красоте и трудности могли бы опираться в писательской кино- и телепублицистике на собственный опыт писателя. В юности, в молодости мы, литераторы, были людьми многих и разных профессий: были проходчиками метро и токарями, и районными газетчиками, и агрономами, и низовыми партийными и комсомольскими работниками, и учителями, и врачами. И если помножить это собственное первоначальное знание на современный опыт людей тех же самых профессий — разве это не способствовало бы более глубокому проникновению в суть дела?» (Советская культура. 1974. 18 июня). Успех выступлений литератора по телевидению во многом зависит от овладения новым для него мастерством — мастерством разговора, собеседования со зрителем. Но путь писателя на телевидении не прост. И дело здесь не только в инерции работников телевидения или в приверженности писателя традиционным формам литературного труда. На наш взгляд, проблема заключается еще и в том, что писательский труд — дело индивидуальное, тогда как процесс создания передачи всегда дело творческого коллектива, коллектива в 10—15 человек, которых нужно увлечь одной идеей, сделать единомышленниками. В документальном телевидении писателю надо «начинать работу, задумывать ее с режиссером и оператором, ездить, видеть людей, о которых пойдет речь в передаче, от съемки к съемке, от монтажа к монтажу — такой ход работы наиболее плодотворен, ибо документальные фильмы и телевизионные передачи делает коллектив, и писатель должен быть внутри этого коллектива, а невне его» (там же). С этим, основанным на личном опыте утверждением писателя К. Симонова трудно не согласиться. Телевидение открыло перед литераторами новые небывалые возможности контакта с огромной читательской аудиторией, позволило неизмеримо расширить аудиторию встреч, читательских конференций, других форм живого общения с читателями. Широкую известность завоевал своими выступлениями Ираклий Андроников, посвятивший работе на телевидении многие годы, осознавший, может быть, раньше других, всю плодотворность союза литературы и малого экрана. Цикл передач «Ираклий Андроников рассказывает» пользовался неизменной популярностью у многих миллионов телезрителей. Писатель умел вовлечь зрителей в свой творческий поиск, сделать их соучастниками волнующих открытий, привить молодому поколению любовь к классической литературе. По другому пути, пути поиска людей удивительной судьбы, людей, наделенных творческим даром, пошел лауреат Ленинской премии писатель С. Смирнов. Его цикл передач «Подвиг», «Рассказы о героизме», «Поиск» отмечен высоким гражданским звучанием, попытками проникнуть в духовный мир своих героев. Писатель планомерно и последовательно развивает образ героя, события, явления, он отображает цепь событий, в ходе которых и выявляется характер героя, времени. Переводя литературное произведение на язык телевизионного искусства, писатель должен научиться совмещать изображение процессов движения и моментов статических, чтобы оба эти впечатления у телезрителя совпали. Обогащенное словом, такое совмещенное изображение неизмеримо усиливает воздействие писательского труда. Много споров вызывает телевизионная экранизация литературных произведений. Любая телевизионная экранизация не может полностью охватить все линии сюжета, представить все богатство человеческого духа, тончайшие оттенки психологии, внутренний поиск героев, т. е. то, что составляет преимущество и особенность литературного художественного произведения. Все это чрезвычайно трудно, порой невозможно перенести впрямую на телеэкран, особенно если речь идет об экранизации такого литературного жанра, как роман. Телевидение должно предложить свой равноценный эквивалент, который оперировал бы собственными специфическими средствами. Взаимодействие литературы и телевидения, романа и телепрограммы привело к появлению многосерийного телефильма. Многосерийность является именно тем свойством, которое вытекает из самой сути непрерывности телевизионных программ. Все остальные виды искусства характеризуются прерываемостью. Создав многосерийный фильм, телевидение оказалось способным осуществлять своими специфическими средствами экранизацию такого литературного жанра, как роман. Многосерийные телевизионные фильмы занимают одно из первых мест среди любимых зрителями передач. И еще одно уточнение. Серия и сериал не одно и то же. Серия передач, фильмов — это одно телевизионное произведение, состоящее из нескольких частей, в котором каждая часть закончена сюжетно, и в каждой из них реализуется закон единства места, времени и действия. Каждый фильм одной серии передач можно смотреть отдельно, причем необязательно в порядке строгой последовательности, можно смотреть и выборочно, и в обратной последовательности. В качестве примера можно привести серию телевизионных художественных фильмов «Следствие ведут Знатоки». В этой серии одни и те же главные герои, одно и то же время действия — современность, место и сфера действий — борьба милиции с преступлениями, разоблачения нарушителей закона и морали. Фильмы этой серии, так полюбившиеся миллионам телезрителей, можно смотреть в любой последовательности. Принципиально отличается от серии сериал, в котором из части в часть, из фильма в фильм развивается одна сюжетная линия. Она же создает напряжение драматургии, когда в конце каждого фильма содержится кульминация повествования, а в следующем фильме — развязка. Образцом такого сериала стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», отдельные части которого уже нельзя смотреть вне определенной последовательности, ибо можно потерять главное — возможность следить за напряженным развитием поединка, где важны любые рассуждения и детали. Разбивка серии на самостоятельные части, относительная замкнутость все больше затягивают зрителя, возбуждают его любопытство, приковывают внимание и заставляют с гораздо большим увлечением следить за сюжетной линией, чем при просмотре односерийного фильма. Из всего этого следует, что корни популярности многосерийных фильмов у зрителей надо искать не только в сфере восприятия, но и в области социальной психологии (см.: Янота О. Проблемы телевизионной многосерийной драматургии//Радиои телевидение. 1988. № 3 (Прага). Одним из важнейших свойств телевидения является то, что его восприятие имеет интимный, камерный характер. Наряду с обращением к массовой аудитории оно обладает той индивидуальностью, которая присуща общению с одним человеком. Восприятие же театрального представления или фильма коллективное. Зритель в этом случае воспринимает не только своим «я», но и общим «мы». Именно цикличность, многосерийная форма, как никакая иная, максимально вызывает это чувство общности телевизионной аудитории. Массовый успех многосерийных фильмов во многом объясняется тем, что протяженность передачи не только создает общность людей, которые на следующий день обмениваются мнениями, но и рождает у них одинаковые интересы. В перерывах между отдельными сериями зрители вступают друг с другом в непосредственные контакты, рассказывают содержание фильма, цитируют его героев при встречах, строят догадки о его окончании. Кроме того, телевизионный зритель нередко сталкивается с трудностями при выборе программ: по одному названию трудно догадаться, заинтересует ли его программа, особенно если не известен автор, тема и жанр передачи. Но при показе многосерийного фильма положение меняется. После просмотра двух-трех серий зритель уже на основе собственного опыта решает, будет ли он далее смотреть этот фильм. Эта добровольность, собственный выбор, очевидно, играют очень важную роль в активном отношении зрителя к произведению и определяют качество дальнейшего его восприятия. Таковы некоторые социально-психологические аспекты проблемы серии и сериала в художественном телевидении. Участие телевидения в эстетическом воспитании общества растет из года в год. Преследуя цель воспитания духовно богатой, всесторонне развитой личности, телевидение дает возможность сделать достижения культуры достоянием миллионов. Отличительной чертой отечественного телевидения является отсутствие элитарного подхода к вкусам и запросам зрителей. Телевизионные передачи не предназначены для избранных и адресуются самой широкой аудитории. При этом они не приспосабливаются к уровню подготовленности, а поднимают этот уровень, непрерывно совершенствуя духовный потенциал человека. Телевидение продолжает развивать интерес миллионов людей к книге, о чем свидетельствуют факты повседневной жизни. Ежедневно гостеприимно распахивают двери сотни тысяч библиотек, которые обслуживают в год свыше 180 млн. человек. В западных странах получила распространение теория о том, что книга перестает влиять на общество. Авторы этой теории утверждают: книга настолько индивидуальна в своем использовании, что не идет ни в какое сравнение с масштабами влияния на общество телевидения, имеющего массовую аудиторию. Некоторые теоретики видят непримиримый антагонизм между книгой и телевидением, предсказывают гибель всему книгоиздательскому делу, говорят о вытеснении книги из сферы духовной жизни общества. С помощью телевидения, если оно монополизировано, легче навязать населению свою волю, свою точку зрения, чем через огромное число книгоиздательств. Для подобных теорий есть известные обоснования. Доктор Т. Коффин считает, что в США время, отводимое на чтение, сократилось в среднем на 18%. Более детальная анкета, распространенная в штате Нью-Йорк, показала, что 49% бывших читателей книг стали только зрителями, а остальные отводят этому занятию все меньше и меньше времени. В Великобритании социолог Горер установил, что из числа владельцев телевизоров книги читает один из 15 человек. Общественные интересы в нашей стране вызывают к жизни всемерное развитие и книги, и телевидения, которые во взаимодействии и при взаимной поддержке решают общие задачи удовлетворения постоянно расширяющихся культурных запросов населения. Основная цель наших телепередач о книге — привлечь внимание к произведениям научной, художественной, научно-популярной, молодежной и детской литературы. Телевидение оказалось прекрасным пропагандистом книги. Этот вывод верен для многих стран с давней традицией книгопечатания. Интересные данные о связи показа по телевидению инсценировок литературных произведений с покупательским спросом на книги собрали венгерские исследователи. Согласно анкетам, распространявшимся среди читателей, «Сага о Форсайтах» большинству опрошенных показалась скучной книгой. После демонстрации одноименного 26-серийного фильма спрос на книгу возрос. Чтобы удовлетворить его, пришлось выпустить несколько дополнительных тиражей. Роман Голсуорси разошелся в 87 000 экземплярах. Вслед за демонстрацией на венгерских экранах греческого кинофильма «Одиссея» поэму Гомера в течение нескольких дней приобрели 30.000 читателей. Аналогичные факты приводит французский журнал «Эроп». Например, после телепередачи о Марселе Прусте за одну неделю было продано 40 000 экземпляров книг этого писателя. А после показа по телевидению в «Новостях» сцены из спектакля Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького «Идиот» в Париже за пять дней с полок книжных магазинов исчезли все имеющиеся в наличии издания романа Достоевского. Телевидение открыло перед литературой новые возможности в области идейного и художественного воспитания, позволило неизмеримо расширить аудиторию встреч, читательских конференций и других форм живого общения писателей с читателями разных городов и сел. Богатый опыт участия писателей в киноэкранизации литературных произведений, опыт создания многих литературных передач на радио все более дополняется активизацией писательских сил на телевидении. Сущность взаимоотношений литературы и телевидения не исчерпывается экранизацией литературных произведений и выступлениями писателей на телестудиях. Рождаются новые проблемы соотношения литературы и малого экрана. Одна из таких проблем заключается в том, что человек часто, прежде чем стать читателем того или иного художественного произведения, становится зрителем, т. е. знакомится с его экранизацией. Удачная экранизация дает новую жизнь литературному произведению и в большинстве случаев возбуждает всеобщий интерес к книге. Именно так произошло после демонстрации по телевидению многосерийного телевизионного фильма «Как закалялась сталь». Фильм с новой силой привлек к литературному наследию Н. Островского внимание читателей разных поколений. Однако бывает и по-другому. Познакомившись по телевидению с сюжетом произведения, человек может потерять интерес к литературному первоисточнику. Нередко теоретики средств массовой информации путают два понятия — «массовость» и «народность» в работе, например, телевидения. Его массовость — это обращенность практически ко всему населению, универсальность, растущая доступность. Массовость — это количественный показатель функционирования телевидения. Народность — это качественный показатель телевидения, отражающий демократический, народный характер и главных героев, и лейтмотив программирования передач, а также содержание, характер, структуры и формы работы нашего телевидения. Вместе с тем народный характер нашего телевидения не отрицает, а, наоборот, подчеркивает подлинную его массовость. И здесь возникает еще один парадокс, идущий от диалектики единства общественного развития духовной жизни и современной научно-технической революции: телевидение как средство массовой информации выступает у нас против… массовой культуры. Значит, понятие массовости при определенных условиях переходит из разряда только количественных показателей в разряд качества содержания идейного и художественного уровня духовных ценностей. Ибо когда мы говорим о массовой культуре, то подразумеваем низкопробный поток псевдодуховных произведений. Это происходит тогда, когда в тайны труда писателя, художника вторгается поточное, конвейерное производство штампованных серий со своими законами коллективного труда специалистов разного профиля. Если это вторжение стирает индивидуальность художественного произведения и его автора, если законы телепроизводства ломают ручную лепку автора, то телезритель получает суррогат искусства. Поэтому в преодолении телевидением как средством массовой информации опасности стать проповедником массовой культуры, на наш взгляд, решающую роль играет бережное отношение к закономерностям и особенностям творчества художников-смежников, понимание их, а также поиск новых телевизионных изобразительных средств, способных более выразительно воссоздать замысел автора оригинала. Перевод произведения литературы, театра на язык телевидения есть создание нового сочинения. Оно станет удачным, подлинно художественным, отталкивающим массовую культуру, если его создатели ставят и рассматривают сверхзадачу: приобщить зрителя к вершинам искусства, поднять уровень его подготовленности, обогатить его новыми духовными ценностями, предназначая свое произведение не для избранных, а самой широкой аудитории. И у нас, и на Западе есть подлинные шедевры телевидения как искусства, как ретранслятора смежных художественных произведений. Массовая культура рождает новую ориентацию, особенно у молодежи, что означает не просто пристрастие к той или иной форме организации досуга или симпатии к конкретным исполнителям, но нередко и представляет изменения в мировоззренческой позиции молодых, сбивает с толку взрослых. Вдруг современная «массовая культура» становится для многих своеобразным символом, соответствующим особой шкале духовных ценностей. В этом — опасность и вред массовой культуры: у человека размываются критерии прекрасного, понимание подлинного искусства, человек ищет в искусстве и литературе лишь развлечение. Великие творения искусства, раскрывая и утверждая прекрасное и возвышенное в окружающей жизни и человеке, его помыслах и поступках, несут могучий заряд красоты, одухотворенности, совершенства, веры в созидательные силы человека, и раскрыть этот заряд, подготовить учащихся к восприятию специфического языка искусства, ввести их в необыкновенный мир эмоционального сопереживания — задача учебных программ телевидения. Эмоциональная грамотность и эмоциональная зрелость — родные сестры творчества и антиподы бездуховности, социальной несправедливости, тунеядства, мещанского отношения к богатствам культуры. Этот поворот, это качество эстетического воспитания особенно важно для молодежной телеаудитории. Но ее художественные потребности удовлетворяются телевидением явно недостаточно, в основном за счет музыкальных передач, а еще точнее — эстрады. Конечно, молодежная аудитория может удовлетворять свои интересы широкой панорамой художественного вещания для иных возрастных групп — от мультфильмов до «Мастеров оперной сцены», но направленная работа по художественному воспитанию для этой категории населения остается резервом телевидения. Для художественного образования взрослого населения телевидение предлагает десятки рубрик, сотни передач: спектакли театральные и музыкальные, «Литературный альманах» и «Поэтическая антология», «Круг чтения» и «Диалоги о литературе», «Рассказы о художниках» и обозрения «По музеям и выставочным залам», «Музыкальный киоск» и самые разнообразные виды классической, народной, современной музыкальной культуры, наконец, «Кинопанорама», «Киноафиша», сотни кинофильмов, включая фильмы-концерты, и еще многое другое. Восприятие духовного содержания художественных передач, без сомнения, способно оказывать идейное и эстетическое влияние на телезрителей. Но это происходит благодаря самому телезрителю, самостоятельно вылавливающему в океане телевизионной художественной продукции заинтересовавшее его произведение. Ни концептуальности, ни систематики в художественном вещании, ориентированном на взрослую аудиторию, у телевидения практически нет. Главный путь развития и совершенствования телевизионного вещания в деле эстетического воспитания взрослого населения — это новый подход: от случайного к системе, от навязывания произведений искусства к убеждению ими, от вала к разработке передач по интересам, к формированию телевидением определенных эмоций, оценок, вкусов, к осознанному пониманию специфической природы произведений искусства. При разработке концепции художественного телевизионного вещания хорошим примером может послужить вещание на детскую аудиторию и учащихся. Большинство детских телепередач строится с участием ведущих, которые помогают своим юным зрителям лучше ориентироваться в происходящем, закладывают наиболее простые, доступные им эстетические понятия («Детский час», «Спокойной ночи, малыши!», «Сказка за сказкой», «Ребятам о зверятах»). Важно отметить, что передачи для детей стимулируют и развитие у них собственно творчества, охватывая все ступени художественной деятельности: восприятие — наслаждение — понимание — оценка — самостоятельность (творчество). Детские передачи хорошо подготавливают ребенка к следующему, более сложному этапу его эстетического воспитания, где он также с помощью ведущих учится понимать произведение искусства, оценивать его по законам красоты, развивать свой эстетический вкус. Важнейшей чертой художественных передач телевидения для детей и молодежи, позволяющей говорить о собственно эстетическом воспитании учащихся, является их системность и концептуальный подход. И поэтому, может быть, не случайны отмечаемые современными социологами факты, свидетельствующие, что в ряде случаев именно телевидение стимулирует эстетические виды внешкольных увлечений и занятий. Эти занятия связаны с непосредственным участием школьника в таких формах творческой деятельности, которые предполагают общение со сверстниками и друзьями (занятия в кружках и секциях, проведение времени в компании друзей); повышается популярность и индивидуальных занятий, таких, как чтение книг, коллекционирование, прослушивание магнитофонных записей. Установленный исследователями систематический характер контактов школьной аудитории с телевидением и тот факт, что телевидение для детей —это отнюдь не способ «провести время», а возможность расширения и углубления художественных потребностей и интересов, позволяют судить и о плодотворности усилий передач по эстетическому воспитанию подростков, перспективности дальнейшего совершенствования этой работы. Совершенствование это видится в специализации рубрик для школьников, увлекающихся и углубленно занимающихся тем или другим видом искусства; в появлении (точнее, в реставрации существовавших когда-то) передач, ориентированных на подростковую самодеятельность, которые, в свою очередь, смогут стимулировать (а в большинстве случаев реанимируют) школьную самодеятельность — важнейшую составную часть культурной работы в школе. Но линия художественного образования внезапно прерывается на молодежной аудитории, именно на том этапе развития человека, когда складывающийся в нем как часть его духовного «я» эстетический идеал особенно нуждается в апробации со стороны эстетической теории, во-первых, для углубления и выработки эстетических понятий и категорий прекрасного, во-вторых, для возможности отстоять, защитить свои позиции в столкновении с постулатами «массовой культуры», успешно вести против нее наступательную борьбу. Необходимость целенаправленного воздействия на молодежную аудиторию с помощью специализированных телепрограмм очевидна. Но они, прежде всего, не должны выпадать из необыкновенно удачно найденной молодежной редакцией формы телевизионного общения со своей аудиторией, а, кроме того, должны строиться с таким расчетом, чтобы могли стать побудителем внутренней духовной работы зрителя, работы его ума и сердца, способствовать развитию у него эстетического, как непременного свойства его взаимоотношений с окружающей действительностью, его поведения. Эта ориентированность молодежных передач на индивидуальное сознание, самообразование позволит зрителю самому контролировать и внутренне мотивировать свои суждения и оценки, самостоятельно вырабатывать свое мнение, которое в конечном счете и оказывается основой мировоззрения и мироотношения. Вместе с тем, отмечая ослабление усилий телевидения в сфере образования молодежи, нельзя отбрасывать ту значительную работу, которую проделывает молодежное вещание в области художественной самодеятельности. Такие передачи, как «КВН», «Что? Где? Когда?», «Музобоз», «Музыкальный киоск», «Шире круг» являются мощными стимуляторами и организаторами эстетической деятельности молодежи и способны помочь большинству учреждений культуры в их деятельности, самим своим существованием предназначенных для культурной работы с населением. С помощью специализированных передач телевидение могло бы оказать действенную помощь и в организации педагогического всеобуча руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.048 сек.) |