|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационной безопасности».Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1601
Наша учебная дисциплина имеет название «Гуманитарные аспекты информационной безопасности». Что составляет предмет этой дисциплины? О чем она? В логике есть правило: сложные понятия раскрываются через объяснение содержания составляющих его понятий. Любая наука представляет собой познавательную деятельность по получению нового знания. Ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Цели этой деятельности: (1) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов и (2) предложение субъектам практики (людям) общих правил (принципов) практической деятельности, вытекающих из открытых законов, закономерностей и способствующих их выживанию и развитию. Словом, любая наука должна рассматриваться как некое единство двух своих сторон. Одна сторона теории характеризуется выделением закономерностей в явлениях, другая - применением этих закономерностей в общественной практике, формулировании принципов (общих правил) практической деятельности. Вообще же, откровенно говоря, исследователю, управленцу не очень нужна теория, от которой он не видит практической отдачи, обеспечивающей его выживание и развитие (см. рис. 3)
Рис.3
принципы практической деятельности СУБЪЕКТ НАУКА ПРАКТИКИ (поиск,открытие(например, аналитик, законов, закономерных специалист, управленец) тенденций и формулирование принципов воздействие практической деятельности на объективный мир и в соответствии с этими законами) обратная связь («нащупывание» объективных закономерностей) ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР
А что такое «деятельность», как вообще наукой определяются типы-виды деятельности? Деятельность есть условие существования человека, выживания и развития народа в постоянно меняющемся мире. Любое живое существо вообще должно как-то действовать, чтобы выжить в этом Мире. Содержанием любой деятельности является изменение человеком окружающего мира или самого себя в интересах выживания и развития. Осмысленная деятельность включает в себя обязательно: анализ окружающей среды (включая и угрозы выживанию и развитию), прогнозируемую цель, средства, результат и сам процесс достижения цели. Как известно, вся деятельность человека, народа, общества может быть условно представлена четырьмя типами деятельности (см.рис.4): (1) познавательная (о ней мы говорили выше); (2) материально-преобразовательная; (3) нормативно-оценочная и (4) деятельность общения. Отметим очень важное для нас обстоятельство: деятельность общения пронизывает все остальные типы деятельности и является по своей природе информационной деятельностью.
Рис.4
3.Нормативно- оценочная
деятельность (Совесть. Моральные нормы и принципы)
На рис.4 показана система из 4-х основных типов деятельности людей.
Отметим, что деятельность общения с системно-логических позиций не является равнозначной коммуникативнойдеятельности. Последняя подразумевает просто передачу информации от А к Б. Или от Б к А. Без всякого учета взаимоотношений А и Б. Деятельность общения [см.: 19] характеризуется тем, что происходит взаимообщение, т.е. информационное взаимодействие не равное «взаимнокоммуникативному» и предполагает тот или иной уровень взаимопризнания «законности» интересов и А и Б в этом общении. В любом случае деятельность общения предполагает отношение А к Б и Б к А как к личности, индивиду. И максимально эффективна эта деятельность бывает при условии не только признания «законности» наличия личных интересов А и Б, но и при учете этих интересов в самом процессе общении. В системе русской морали это называется «взаимоуважением». На рис.5 системно показано примерно содержание ценностно-оценочной деятельности личности.
Рис.5
Где : - (минус) Совесть. Моральные нормы и принципы (плюс)
Шкалы качества : - (минус; «от») __________________________________+ (плюс; «до») Бессовестность --------------(совесть)--------------------Совестливость Безволие-------------------------(воля)-----------------------Сильная воля Глупость--------------------------(ум)-----------------------------Мудрость Ненависть---------------------(чувства)-----------------------------Любовь Природные («Звериные»)--(инстинкты)--«Очеловеченые»инстинкты
Обратим сейчас внимание на (3) нормативно-оценочную деятельность людей. Она осуществляется с опорой на моральные законы (нормы) и общие правила (принципы) национальной морали. С позиций эти норм и принципов (моральных законов и правил) люди оценивают существующие и проектируемые взаимоотношения-взаимосвязи. На рис.5 поле, образованное окружностью, и есть поле нормативно-оценочной деятельности с позиции «совесть человека». При этом, если весь спектр социальных (общественных) взаимоотношений представить как тип отношений, то их подтипами будут: 1.Социально-групповые - между членами нации, народа по поводу совместной жизни: семейная мораль, традиции и обычаи взаимоотношений внутри сословий, классов, социальных групп народа; поведение отдельного представителя народа и т.д. 2. Социально-экономические - между членами нации, народа по поводу совместной или индивидуальной хозяйственной жизни. 3. Социально-экологические - между членами нации, народа по поводу взаимосвязей с Природой. 4.Социально-политические - между членами нации, народа по поводу политической власти; оценка взаимоотношений «народ-госаппарат». 5. Межнациональные – между одним народом (нацией) и другим, традиции и обычаи взаимоотношений между людьми, представляющими разные народы одной страны, одного общества. 6. Международные - между одним народом (нацией) или несколькими народами одной страны и народами, нациями другой страны. И первый выводиз рассмотренного следующий: в центре рассуждений находятся взаимоотношения-взаимосвязи народа (нации), т.е. социокультурные характеристики народа, его социокультурного потенциала. Теперь вновь вернемся к познавательной деятельности, к познанию индивидом Мира и самого себя.(см.рис. 6). Уровни познавательной деятельности можно условно представить следующим образом: (1) «чувственно-эмоциональный»; (2) «рассудочно-рациональный»; (3) «научно-абстрактный».
(3)
Рис.6 (2) процесс познания (1)
Заметим, что процесс познания на первом, чувственно-эмоциональном уровне (и в значительной степени на втором уровне) характеризуется тем, что знаки языка перекодируются в какие-то чувственно окрашенные образы тех предметов, которые эти знаки обозначают. Словом, человек мыслит не знаками, а образами на всех уровнях познания (см.рис. 6). «Рассудочно-рациональный» уровень познания, прежде всего, отражает обыденное познание окружающего мира и самого себя, то познание, которое, как правило, осуществляется людьми в практической деятельности, в повседневной жизни. Выше этого уровня – уровень научного познания. Система наук сегодня условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Естественные науки представляют собой совокупность наук о Природе. Общественные науки - науки об обществе, об исторически сложившихся формах совместной познавательной, материально-преобразовательной, нормативно-оценочной деятельности и деятельности общения. Заметим, что деятельность познания, ведущаяся на любом из этих уровней, порождает (как и любыми иными типами деятельности) определенные социальные, социально-экономические и т.д. (см. выше) взаимоотношения-взаимосвязи. Второй вывод из наших рассуждений: общественные науки также имеют своим предметом деятельность и взаимоотношения-взаимосвязи людей, возникающие в процессе разнообразной деятельности (т.е. социокультурные характеристики людей, их социокультурного потенциала). Гуманитарные науки (филология, культурология, искусство, история, психология, теория образования и т.д.). Философия(греч. - «мудрость») также является гуманитарной наукой, исследуя формы общественного сознания, мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и народа (общества); изучая познавательное, социально-политическое, политико-экономическое, морально-ценностное, этическое, эстетическое и т.д. отношение людей к Миру. В эту науку входят (исторически) онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. Обратим внимание, что и в этом случае речь идет о деятельности людей и их отношениях-взаимоотношениях-взаимосвязях. И это – третий вывод из наших рассуждений. И здесь опять речь идет о социокультурных характеристиках людей, их социокультурном потенциале. Понятие «аспект» означает «точка зрения, взгляд на что-то». Таким образом, можно кратко сказать, что понятие «гуманитарные аспекты» означает взгляды на что-то с позиции какой-то истории, культуры, какой-то системы идей, точки зрения с опорой на логику. Напомним, что логика, этика, эстетика, мировоззрение, социально-политические, социально-экономические и социально-экологические и т.д. взгляды традиционно включаются в понятие «культура» в его широком значении. Подход к каким-то предметам, явлениям, процессамс позиции культуры какого-то народа, с точки зрения представлений этого народа о жизненных ценностях, принципах поведения, с позиции содержания понятий, характерных для культуры (языка) какой-то нации (народа) мы обозначаем понятием «в парадигме национальной культуры» [греч. Paradeigma - пример, образец]. В парадигме русской, немецкой, британской и т.д. культур могут быть рассмотрены, например, содержания различных понятий. Например, содержание понятия «государства» в русской культуре отличается от этого понятия (их несколько) в англо-саксонской культуре. В парадигме русской культуры может быть рассмотрены и результаты приватизации, залоговых аукционов, воспитательные процессы и результаты образования и т.д. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.047 сек.) |