Опровержение оппонентов


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1662


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Опровержениемназывается логическая операция установления ложности либо необоснованности положения, вы­двинутого в качестве тезиса. Понятие опровержения — отно­сительное понятие, т. е. сама операция имеет смысл лишь в отношении уже состоявшегося процесса доказательства, когда намечается дискуссия между присутствующими либо отсутствующими участниками, из которых выдвинувшего тезис называют пропонентом, а противную сторону, выступа­ющую с опровержением,— оппонентом.

Будучи операцией, направленной на разрушение ранее состоявшегося доказательства, опровержение может быть выполнено тремя способами:

Первый способ — опровержение тезиса.

Второй— опровержение демонстрации.

Третий— оп­ровержение аргументов.

Наибольшее значение имеет первый способ (опроверже­ние тезиса). Цель его состоит в том, чтобы показать несостоя­тельность (ошибочность или ложность) выставленного пропонентом положения, тезиса.

Опровержение тезиса бывает прямым и косвенным. Аргу­ментация в случае прямого опровержения строится следую­щим образом:

1.Вначале заявляют, что « условно допускаем, что выдвинутый тезис является истин­ным».

2.Затем логически выводят следствия, вытекающие из данного тезиса.

3.После этого сравнивают следствия их с уже известными утверждениями: с фактами, ранее установленными положения­ми или с другими заявлениями того же пропонента.

Если обнаруживают противоречие между выведенными следствиями и установленными утверждениями, то заключа­ют, что условное допущение было неверным: тезис не соответствует действительности.

В этом случае рассуждают по правилу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания. Этот способ опровержения тезиса называют сведением к абсурду.

Если же обнаруживают не­согласие между выведенными следствиями и ранее сделан­ным утверждением пропонента, то условно допущенный те­зис также отбрасывается, так как пропонент противоречит сам себе — одно положение у него не вяжется с другим.

Несмотря на убедительность прямого опровержения, само по себе оно выполняет лишь разрушительную, или деструк­тивную, функцию, т. е. показывает несостоятельность тезиса пропонента, но не предлагает никакой идеи взамен. Но при этом опровержение «сведением к абсурду» часто оказывает­ся полезным.

В науке, например, оно служит формой выражения здорового скептицизма и средством проверки на надежность различного рода новых научных гипотез и теорий.

В эмпири­ческих областях, например, в судопроизводстве, где разделе­ны функции защиты и обвинения, деструктивная аргумента­ция помогает избавиться от необоснованных обвинений и тем самым упреждает возможность судебных ошибок.

Вполне допустима деструктивная критика в качестве дополнительно­го средства аргументации, поскольку обнаружение ошибок или недостатков отнюдь не означает, что критикующий все­гда в состоянии дать свое позитивное решение вопроса.

Косвенное опровержение тезиса. В этом случае оппонент прямо может не анализировать предложение противной стороны, не проверять ни аргументов, ни демонстрации пропонента, а все внимание сосредото­чить на тщательном и всестороннем обосновании собственно­го тезиса.

Если его аргументация основательна и удается убедить участников дискуссии в правильности своего сужде­ния, то вслед за этим делают второй шаг: показывают, что из истинности этого положения с необходимостью вытекает ложность тезиса противника.

Косвенное опровержение ука­занного типа применимо опять-таки лишь в том случае, если тезис и антитезис регулируются принципом «третьего не дано». При наличии иных отношений между конкурирующи­ми предложениями, например, когда они частично совпада­ют, этот тип опровержения не будет эффективным.

Второй способ - опровержение демонстрации.Оннаправ­лен на выявление того, что тезис противной стороны логиче­ски не вытекает из аргументов. В практике публичных вы­ступлений бывают случаи, когда пропонент для обоснования своего тезиса приводит такие факты и мнения авторитетов, которые не имеют с ним ни прямой, ни косвенной связи.

Чтобы «убедительно» представить такое мнимое следование, обычно прибегают к фразам вроде: «Таким образом, отсюда следует...», «Всем понятно, что отсюда можно сделать лишь один вывод...» Или: «Из приведенных фактов вытекает, что...» и т. п. Критика таких рассуждений как раз и выража­ется в том, что оппонент анализирует ход рассуждения и показывает отсутствие в нем действительной логической связи.

Третий способ опровержения - критика аргументов. В этом случае, по­казав ложность или необоснованность доводов пропонента, приходят к выводу, что тем самым его тезис не доказан. Применяется этот способ критики при соблюдении мини­мальных условий рационально организованного обсуждения тех или иных вопросов.

В этом случае:

1) отчетливо, более четко, уточняют, определяют тему дискуссии, проблему;

2) указывают на различные подходы к ее решению;

3) рассматривают аргумен­ты каждой из сторон и т. д.

Необоснованные утверждения, т. е. суждения, в пользу которых не приводятся доводы, обычно исключаются из рассмотрения в таких обсуждениях.

В тех случаях, когда обсуждаются достаточно серьезные политические или информационно-идеологические проблемы и идейный про­тивник прибегает к бездоказательным, неаргументированным декларациям, в процессе критики эффективным может ока­заться прием опровержения, связанный с восстановлением возможных доводов противника.

Следует иметь в виду, что два рассмотренных способа критики - опровержение демонстрации и опровержение ар­гументов - сами по себе разрушают структуру доказатель­ства и показывают лишь необоснованность тезиса. Поэтому нельзя их абсолютизировать, как иногда это случается: разрушив демонстрацию или опровергнув аргументы, заявляют, что тем самым опровергают и тезис противной стороны. В действительности же о таком тезисе можно лишь сказать, что он не опирается на доводы и требует нового обоснования.

В практике публичных дискуссий нередко одновременно применяются несколько способов опро­вержения. Так, критика тезиса может сочетаться с одновре­менным опровержением аргументов. Критика недостатков демонстрации может быть дополнена показом несостоятель­ности доводов.

Возможна, конечно, одновременная критика всех элементов доказательства - тезиса, понятий, аргументов и способа демонстрации аргументов. Но это имеет место лишь тогда, когда пропонент действительно допускает три логических просчета:

1) пользуется недоброкачественными аргументами;

2) нарушает пра­вила вывода и

3) выставляет ложный тезис.

Подоб­ные просчеты, разумеется, не такое уж частое дело.

Доказательство и опровержение выполняют в процессе аргументации противоположные по своей информативной направленности задачи. Для доказательства характерна задача конструктивного обоснования какой-то идеи. Опера­ция опровержения направлена на разрушение ранее состоявшегося обоснования и тем самым выполняет задачу критики. В зависимости от целей выступления их исполь­зуют либо комплексно, либо как самостоятельные операции.

В практике, таким, образом, используют три различаемых самостоятельных типа аргументации.

Первыйиз них — это решение лишь одной задачи: пози­тивное обоснование собственного тезиса. Идеи и предложе­ния оппонентов при этом не анализируются и не подверга­ются критике. Несмотря на конструктивный характер этого типа аргументации, нельзя не отметить его односторонности, поскольку он не затрагивает противоположных идей и мне­ний. Для формирования глубоких и устойчивых убеждений аудитории наряду с позитивными знаниями требуется и критический элемент — убедительная демонстрация несостоятельности альтернативных концепций.

Второй тип аргументации - тоже решение лишь одной, но противоположной задачи: критика рассуждений оппонен­та, не затрагивающая и не разбирающая, по существу, свой тезис. Здесь работает лишь операция опровержения, успеш­ное выполнение которой показывает либо ложность тезиса оппонента, либо его необоснованность за счет ошибок в де­монстрации или в аргументах.

Такой тип критической аргу­ментации часто встречается в полемике, где задача опровер­жения взглядов оппонента и защита собственного тезиса не всегда совпадают по времени и не обязательно проводятся в рамках одной и той же дискуссии.

Третий тип — этокомплексныйтип аргументации, соче­тающий доказательство и опровержение. При аргументиро­ванном изложении конкретной темы в равной мере важно не только позитивное обоснование основного тезиса, но также и косвенная его защита. Она осуществляется путем критики противоречащих тезису утверждений и критического анали­за как явных, так и явно не выставленных, но возможных контраргументов.

Самое добросовестное обоснование собственного тезиса может оказаться недостаточным, если оппонент избирает косвенный способ критики. Он не разбирает тезис пропонен­та и даже не упоминает его. Внешне создается впечатление, что его не интересует рассуждение последнего и он мало обращает на него внимания. Подобно пропоненту, он вы­ставляет свой тезис, который явно не совпадает с первым, и с не меньшей тщательностью пытается его обосновать.

О том, что идея оппонента выполняет роль антитезиса к первому утверждению, известно как участникам дискуссии, так и слушателям. Тем не менее, оппонент прямо не сопоставляет и не противопоставляет их, а занят главным образом тем, чем занимался и пропонент, т. е. старается подтвердить правиль­ность именно своей идеи.

В итоге роль третейского судьи выполняет преподаватель и студенческая аудитория, ко­торые выбирают то, что наиболее убедительно изложено из двух или нескольких предложенных решений вопроса или тезисов.

Дискуссия в этом случае напоминает состязание двух или нескольких участников, каждый из которых, независи­мо от партнеров, пытается достигнуть результатов, которые лишь в конечном сравнении окажутся лучшими. Такой тип дискуссии вполне возможен: он нередко встречается в прак­тике научно-академических и обычных студенческих рассуждений.

Однако в силу односторонней направленности и узкого самоограничения участников задачей обоснования лишь сво­его утверждения здесь, по существу, исключается такой творчески действенный прием аргументации, как полемика.

Наряду с позитивным обоснованием определенного положе­ния полемика непременно предполагает критическую про­верку на прочность всей системы аргументации противника:

(1) анализ его доводов,

(2) критику логической связи аргументов с тезисом,

(3) всестороннее рассмотрение самого тезиса противни­ка и вытекающих из него следствий.

Любые фактические и логические недочеты и промахи, натяжки и слабости, обна­руженные в рассуждениях оппонента, играют в этом случае существенную роль. Они прямо показывают недостатки в аргументации противной стороны и косвенно склоняют слу­шателей к принятию первоначально выдвинутого и обосно­ванного пропонентом тезиса.

Именно этот тип дискуссии похож на настоящий спортивный поединок шахматистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов и т. п. Такое уподобление представляется вполне уместным при весьма существенной оговорке относительно целей состязания.

В спортивной борьбе главная цель — продемонстриро­вать спортивные навыки (ум, ловкость, смелость, силу, вынос­ливость, интеллектуальные, физические и волевые качества) и тем са­мым одержать победу над партнером.

В дискуссии же искусство полемики и техника аргумен­тации выступают не в качестве самостоятельного и конеч­ного результата «состязания», а выполняют служебную роль рационального средства утверждения идей и концепций, истины.

В студенческой аудитории при заинтересованности студентов в учебе дискуссии лучше воздействуют на сознание и подсознание студентов (чем, например, лекция) и эффективнее формируют их новые знания и умения, развивают способности убедительно отстаивать свои убеждения.

В этом плане и окончательная победа в ди­скуссии отнюдь не заключается в достижении личного пре­восходства над противником в ходе самой полемики, а пре­следует, в конечном счете, задачу воздействия на сознание и подсознание аудитории.

Конечная цель такой полемики - социаль­ная материализация собственных идей (вспомним, что К. Маркс указывал на закономерность: даже самая передовая идеология становится реальной силой только тогда, когда, овладевая массами, она побуждает их к активным действиям, определяет нормы их повседневного поведения).

И чтобы обеспечить убедительность аргументации, следует соблюдать выработанные логикой правила по отношению к каждому элементу доказательства и опровержения: тезису, аргументам, демонстрации.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)