|
|||||
Сравнение, синтез и анализДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1765
Мыслительный процесс начинается с появлением какой – либо проблемной ситуации и всегда направлен на разрешение какой-нибудь задачи, что говорит о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Поэтому, чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. Изучая мышление, советский психолог С.Л.Рубинштейн выделил основные операции, составляющие его процесс. К ним он отнес сравнение, анализ и синтез, абстракцию и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления — «опосредования», т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений [подробнее см.: 42]. Исходным действием всякого мышления является сравнение, т.к. именно в процессе сопоставления вещей, явлений, их свойств, вскрывается их тожество или различия. Выявляя схожесть одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Вместе с тем это и элементарная форма познания. Сходство и различие являясь основными категориями рассудочного познания, выступают вначале как внешние отношения. Более тщательное познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций, таких как анализ и синтез. Анализ — это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Анализируя что-то, мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтезвосстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мыслительный процесс проходит путь от более или менее нечеткого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез, как и любые другие мыслительные операции, возникают первоначально в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествует практический анализ вещей в действии, который расчленяет их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формируется в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса. В содержании научного знания, в логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. Со стороны логики, которая рассматривает объективное содержание мышления в отношении его истинности, анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга. Анализ без синтеза ущербен. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстанавливать в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ. Если в содержании научного знания, для того чтобы оно было истинным, анализ и синтез должны как две стороны целого строго покрывать друг друга, то в течение мыслительной деятельности они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходящими друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Превосходство анализа или синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено, прежде всего, характером информации. Если информация, исходные данные проблемы неясны, нечетко их содержание, тогда на первых этапах неизбежно довольно продолжительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если же к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью достаточно отчетливо, тогда мысль сразу пойдет преимущественно по пути синтеза. В самой сущности некоторых людей может наблюдаться склонность либо преимущества к анализу, либо преимущества к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в том, что они точны и четки — в анализе, а другие, по преимуществу синтетические, преимущественная сила которых — в широте синтеза. Однако и при всём при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга. Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Немаловажными его сторонами являются абстракция и обобщение. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение (дословное значение слова «конкретный» от concresco — срастаться) многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли. Другой существенной стороной мыслительной деятельности являются обобщения. Обобщение, или генерализация, неизбежно зарождается в плане действия, поскольку индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. В различных ситуациях одно и то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом, однако, одну и ту же схему. Такая — генерализованная — схема является собственно понятием в действии или двигательным, моторным «понятием», а его применение к одной и неприменение к другой ситуации — как бы суждением в действии, или двигательным, моторным «суждением». Само собой разумеется, здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип. С точки зрения традиционной теории, опиравшейся на формальную логику, обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов. В мыслительной деятельности индивида процесс обобщения совершается в основном как опосредованная обучением деятельность по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями и общими представлениями, закрепленными в слове, в научном термине. Осознание значений понятий играет существенную роль в овладении индивидом все более обобщенным понятийным содержанием знаний. Этот процесс овладения понятием (основа понятийного логического мышления), осознания значения соответствующего слова или термина совершается в постоянном взаимодействии, в кольцевой взаимозависимости двух друг в друга переходящих операций: 1) употребления понятия, оперирования термином, применения его к отдельному частному случаю, т. е. введения его в тот или иной конкретный, наглядно представленный, предметный контекст; 2) его определения, раскрытия его обобщенного значения через осознание отношений, определяющих его в обобщенном понятийном контексте. Овладение понятиями совершается в процессе употребления их и оперирования ими. Когда понятие не применяется к конкретному случаю, оно утрачивает для индивида свое понятийное содержание.
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности — совершенствоваться. В нашей стране широкую известность получили теории развития мышления, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным и В. В. Давыдовым. Теория развития мышления, например, по В. В. Давыдову [10] разработана на базе изучения процесса развития мышления у детей младшего школьного возраста, но имеет более общее значение как теория, указывающая на принципиальные моменты, связанные с формированием у человека полноценного теоретического мышления. Основные положения данной теории выражаются в следующем: 1. Мышление человека не может достичь высокого уровня развития, если он не научился решать теоретические задачи: определять понятия, рассуждать в уме, пользуясь законами логики, предлагать и обосновывать теории. 2.Полноценное теоретическое мышление у человека невозможно сформировать, идя только эмпирическим путем, т. е., предлагая решать лишь практические задачи. 3.Такое мышление у детей необходимо формировать еще в младшем школьном возрасте, с первых лет обучения в школе. 4.Формирование теоретического мышления возможно лишь в условиях специальным образом организованного развивающего обучения. И делать это обязательно в вузах. Что составляет сущность и содержание такого обучения? Правильная постановка (в содержании и организации учебного процесса) изучения в школе, прежде всего, таких дисциплин, как русский язык и русская литература, история, математика и физика. Именно эти дисциплины, в первую очередь, «ответственны» и за понятийное логическое мышление, и за ознакомление обучаемых с моральными ценностями народа (которые сами по себе в мышлении обучаемого не возникают вообще, а передаются в семье, развиваются в школе и вузе, проходят окончательное становление в повседневной жизни). Например, математика является предметом, который прямо направлен на развитие мышления путем решения задач. Наши данные указывают на то, что школьный образовательный процесс по этой дисциплине все больше превращается в зазубривание формул и рецептов решения задач. Как и школьные занятия по литературе – в умение правильно ставить «галочки» в ответах ЕГЭ. Первоочередная роль в развитии понятийного логического мышления принадлежит литературе, истории, логике, математике и физике. Такими же важным, закладывающим понимание всеобщих и наиболее общих законов развития и построенном на системно-деятельностном подходе, было и полноценное преподавание в школе природоведения, ботаники, зоологии, анатомии… От них в нынешней школе остались только «презентации» (т.е. краткий пересказ в картинках). Словом, принцип научно-понятийно-логической подачи информации полностью заменен калейдоскопом меняющихся картинок, «винегретом» без всякой логики. Если выпускники школ и вузов не имеют понятийного мышления, то, они не могут объективно интерпретировать реальный мир, а действуют только под влиянием эмоций и своих субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой «допонятийной» интерпретации происходящего, невозможно реализовать. Особо опасно, когда такие люди становятся руководителями. Результат? Куча принятых на федеральном и региональном уровне программ развития, которые ничем не заканчиваются. И это стало российской реальностью и потому, что, например, сегодня (2013 г.) по нашим, разумеется, далеко не репрезентативным данным, только около 20% выпускников вузов обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто с помощью хороших педагогов изучал математику, физику, другие естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. А более 70% выпускников-«гуманитариев» не имеют такого мышления, мыслят как маленькие дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи... Сегодня, как правило, и родители («Мой ребенок гуманитарий!») и руководящие «методисты» игнорируют эту традицию, заявляя о перегрузке детей «зубрежкой» и «ненужной никому математикой и физикой». Разумеется, занятия математикой и физикой всегда было нелегким делом. И эти дисциплины необходимым не для того, чтобы школьник или студент стали профессиональными математиками или физиками, а для того развить у них память и мышление, их мозг! Как показали беседы с этими «гуманитариями», они считают себя таковыми (с подачи родителей), не потому, что блестяще (или хотя бы хорошо-отлично) знают школьный курс литературы, истории и обществоведения, а потому, что они, по разным причинам, не смогли хорошо освоить школьный курс физики и математики. Есть примеры и того, как школьники, успешно осваивавшие математику и физику (проявлявшие в этом деле несомненные природные способности), шли под влиянием родителей («чистых» гуманитариев) и близкого окружения (с явными гуманитарными способностями) не на технические или естественно-научные специальности (куда указывала им Судьба через их природные задатки и способности), а на гуманитарные. Обрекая себя на последующий мучительный конфликт с собственной природой в самом начале своего трудового пути. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.) |