ДЕТИ КИТЕЖА


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1717


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Идею Китежа Д. Морозов озвучил в начале 90-х. На радиостанции «Маяк», где он работал комментатором-международником, посмотрели на него как на сумасшедшего, но дело поддержали, устроив марафон для сбора средств на строительство поселения. Былинную общину - се­мейный детский дом - назвали Китежем. На призыв откликнулись не­сколько энтузиастов. В 1993 году, получив землю, они поселились в ста километрах от Калуги. Место было совершенно голое...

Попадают дети сюда по-разному. Бывает, милиция привезет, а так китежане сами ездят по детдомам, высматривают. Сейчас внешние при-


224 -♦■ Раздел II. Социальная психология

знаки общины таковы: совет, бесплатная столовая, баня («парнуха», по-здешнему), отсутствие денег, прием в общину до сорока лет, испыта­тельный срок, дружелюбное, но не панибратское отношение друг к дру­гу, от мала до велика на «ты». У взрослых нет денег, а у детей есть: местная валюта «кияне» конвертируема в рубли. Есть аукцион, бар (что­бы научиться держать себя в обществе), магазин, где торгуют тортами собственного приготовления. Дискотека и кино тоже платные. Подрост­ки, которые их проводят, расплачиваются за аренду помещения. Суще­ствуют три банка. Один обанкротился, дав прекрасный повод объяснить детям, что такое «черный четверг».

Утром детям дают выспаться. Потом все встают в круг на зарядку. С 9-10 до часу дня - уроки, потом час футбола, каратэ или танцы. После обеда еще один урок и полтора часа обслуживания Китежа (вода, дрова, ферма), потом - живопись, резьба, куклы... После ужина что-то вроде самоподготовки - с книгой или в форме ролевой игры: в вечернее вре­мя не напрягают голову, но переживают эмоционально. В 9 - час общи­ны: игры со взрослыми, пение у свечи, стихи или хороший фильм. В 10-11 - отбой (но еще час разрешается не спать, если хорошая книжка; маленьким читают взрослые).

Где во всем этом школа - сказать непросто. То есть как помещение -избушка с вырезанными на фасаде буквами: школа. И в ней то, что по­ложено: счеты, глобус, кристаллическая решетка, все вперемешку. Но традиционных проблем, скажем, семьи и школы, в Китеже нет, потому что тут нет каких-то особых учителей — они все родители.

Цирульников А. Дети Китежа // Педология - 2002 - № 2.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии яв­ляется трудовой коллектив.

Таким же спорным, как вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах, который также требует исследования.

12.4. Развитие Я-концепции1

В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции. Как отмечалось в главе 8, «Я-концепция — это сово­купность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их

1 До начала изучения этого параграфа рекомендуется выполнить часть 1 практи­ческого занятия (разд. 12.8).


Глава 12. Проблема личности в социальной психологии •♦■ 225

оценкой». Описательную составляющую Я-концепции часто называ­ют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отно­шением к себе или к отдельным своим качествам, называют само­оценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

На формирование Я-концепции влияют:

• восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);

• самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);

• внешние данные, ощущение силы и здоровья;

• социальные ценности, ожидания, идеалы;

• опыт социального поведения.

Значение Я-концепции в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности.

Р. Берне приводит случай из собственной практики: «Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизован­ного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни­лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель К). При следующей встрече, происходившей через несколько меся­цев, обнаружилось, что ее Щ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить 10, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель ин­теллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в соб­ственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следователь­но, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нару­шено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощу­щения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя ин­теллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возмож­ностью — не изменила своего представления о себе».

Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Например, санитарка Марья Адоль­фовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсес­тра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; медсестра Бэла увидела в этом невоспитанность всего млад-

8- 1918.


226 -О* Раздел П. Социальная психология

шего медперсонала и провела воспитательную беседу; медсестра Вера решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; медсестра Галина не заметила бы никакой санитар­ки вообще и т.д.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она опре­деляет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию централь­ной. Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривен­ные...» или «Я знаю, что плохо сдам тесты». Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытав­шие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие вза­имодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмо­циональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких от­ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, ле­жит механизм «самореализующегося пророчества».

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпо­сылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.041 сек.)